Развитие оленеводства
Тугуро-Чумиканский район
Самка северного оленя копытит ягель не только для себя. Еще пара недель и на свет появится ее детеныш. В результате отела в стаде должно прибавиться пятнадцать голов. И у пастухов будет одна забота — отгонять волков. Каждое животное на вес золота. Эвенки давно добиваются от властей помощи в поставке осеменителей.
Татьяна Баснина
— В этом году коллеги оленеводов из Якутии обещают поставить в Тугуро-Чумиканский район 50 северных оленей, часть из них возможно вольется в это стадо и принесет ему свежую кровь.
Если решится вопрос с транспортировкой у хозяйства появится шанс. Животные перестанут болеть. В районе осталось два стада. Глава тугурского — Костантин Соловьев, отец четверых детей, надеется передать свое дело сыновьям. Но не может добиться выделения оленеводческих пастбищ, где можно разбить зимОвья для пастухов. Качует по-старинке.
Константин Соловьев, глава оленеводческого хозяйства
— От поселка до Бурукана 120 километров. Вот они постоянно привыкли с 79-го года, когда дед сюда приехал — маршрут ихний, они так и ходят.
ДВ гектары взять не получилось. Большая часть земли в районе это охотугодья. Но заняты они не местным населением, а предпринимателями, которые построили бизнес на добыче пушнины. Нанимают эвенков в качестве сезонных рабочих и платят им за соболей.
Екатерина Шмонина, руководитель национальной общины «Нёут»
— Принимают пушнину конечно же за мизерную оплату, т.е. мы не можем зарабатывать.
Район единственный в крае не имеет статуса особо охраняемой территории традиционного природопользования. Жители при поддержке ассоциации КМНС уже не раз пытались поднять этот вопрос.
Любовь Одзял, председатель ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края
— Есть такие земли, на которых они могут вести свою традиционную хозяйственную деятельность, в случае изъятия этих земель им положены либо компенсации, либо они могут полностью приостановить любую деятельность, которая нарушает их права на устойчивое существование.
Однако в министерстве природных ресурсов края создание здесь такой территории считают бессмысленным. Говорят, она дублирует те меры поддержки, которые уже существуют на уровне региона. Советуют пойти по пути Аяно-Майского района.
Елена Белезина, начальник управления министерства природных ресурсов Хабаровского края
— Есть община, получившая через лесной аукцион участок лесного фонда для осуществления сельскохозяйтсвенной дейтельности, т.е. оленеводства в данном случае, т.е. под оленьи пастбища.
Арендная ставка для оленеводов- три копейки с гектара в год. А вот что касается охотничьих угодий, то здесь оплата на общих основаниях, учитывая площади необходимые для промысла — это сотни тысяч рублей.
Для лиц старше 16 лет.
Смотрим «Вести. Хабаровск» - smotrim.ru/vestidv. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Телеграм-канал «Вести. Хабаровск», группы во ВКонтакте и Одноклассниках.