Специальный репортаж. Заповедная пядь
Сейчас большинство охраняемых природных территорий в Хабаровском крае объединены дирекцией «Заповедное Приамурье». На прошлой неделе ее представители подписали соглашение о сотрудничестве с Амурским филиалом Всемирного фонда дикой природы России. Это знаковое событие.
Теперь объединение будет получать ежегодную финансовую помощь, около 5,5 миллионов рублей. Средства пойдут на усиление природоохранной деятельности. К примеру, на оснащение системами спутниковой координации и безопасности всех автосредств(машин снегоходов и прочих), на корма для животных, на выплату бонусов для инспекторов, поймавших браконьеров. Уже в ближайшее время в Анюйский парк привезут 60 фотоловушек. Чтобы узнать точно — сколько тигров обитает на этих землях. В южных и центральных районах края живет более ста особей полосатой кошки из пятисот существующих на планете. Таковы данные последнего учета.
Владимир Андронов, директор ФГБУ «Заповедное Приамурье»
— Это очень богатая будет база, я надеюсь. Потому что мы хотим знать судьбу каждого тигра, потому что судим по тем случаям, которые есть на земле леопарда в Приморском крае, что раз тигренок — потерялась мама. Тигрица или корма не хватило, куда тигрята? Это всё надо отслеживать, потому что вид интересный. Он индикаторный. Он находится на вершине нашей трофической пирамиды. Если мы тигра сохраняем, значит внизу всё благополучно с кормом, растительностью, безопасности этой территории.
Теперь давайте вспомним, что такое особо охраняемые природные территории — или сокращенно ООПТ. Это заповедники, национальные, природные и дендрологические парки, заказники, памятники природы и экологические коридоры. Сейчас под них отведено чуть больше восьми процентов территории Хабаровского края. Они бывают местного, краевого и федерального значений. Остановимся на последних.
Шесть заповедников: Джугджурский, Комсомольский, Ботчинский, Болоньский, Буреинский, Большехехцирский. Более полутора миллионов гектаров. Это больше, чем площадь Черногории и чуть меньше таких государств, как Уэльс или Израиль.
Два национальных парка Анюйский и Шантарские острова общей площадью около миллиона гектаров, и пять заказников площадью 775 тысяч гектаров.
ООПТ краевого значения тоже внушительные по размерам. Более трех миллионов гектаров. Теперь они пополнились еще двумя особо охраняемыми территориями. Сначала «Река Эвур и озеро Эворон» стали таковыми. А совсем недавно в ансамбле появился природный парк «Шереметьевский»(с большим многообразием редких растений и птиц, таких как краснокнижные белые цапли, большие бакланы и кваквы, к слову раньше в нашем регионе они не обитали).
Юрий Дарман, директор Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы России
— Птички прилетят, а их уже охраняют. Это важно. И Шереметьевский парк — тоже территория небольшая — но там семь гнезд аистов дальневосточных. Семь гнезд из пятисот. Это очень много на самом деле. И главное что это последняя территория, которая замыкает весь пояс природоохранный по реке Уссури. В Китае уже сделано семь ООПТ. И сейчас у нас последний — будем в этом году праздновать, что ООПТ на реке Уссури полностью завершены.
Кроме того, в Хабаровском крае в этом году должны появиться еще три ООПТ. Заказники Арсеньевский и Шаман-Яй, река Иня. Таким образом, десять процентов территории региона станет природоохраняемой. Экологи называют это подарком планете Земля.
На природоохранных землях нередко промышляют браконьеры. Рыбаки, охотники, даже шишкари.
Анюйский национальный парк
Чтобы бороться с ними эффективно сейчас в «Заповедном Приамурье» внедряют новые технологии. Различного типа беспилотные аппараты. Дроны поднимаются в воздух, чтобы с высоты снять доказательства незаконной деятельности. Так, в конце прошлого года, с помощью квадрокоптера в Анюйском национальном парке нашли несколько нарушителей.
Также беспилотники помогают оценить обстановку во время пожаров. С высоты видно, где их нужно локализовать. Как эффективно потушить. на анализ уходит несколько минут, говорят специалисты.
Болоньский заповедник
Дроны стали их незаменимыми спутниками. С высоты ведется учет редких видов птиц, к примеру, дальневосточного аиста. Раньше орнитологи в поисках гнезд в «Болоньском» заповеднике днями ходили по болотам, лазили по деревьям, чтобы подсчитать птенцов. Сейчас эта процедура занимается несколько минут. При этом, птицы принимают летающие аппараты за своих и даже не пугаются.
Шантарские острова
С гораздо большей высоты ведется наблюдение и за национальным парком Шантарские острова. Снимки из космоса поступают семь раз в сутки. По ним можно оценить обстановку в акватории. В том числе нарушения заповедной границы. Особенно это актуально летом.
Владимир Андронов, директор ФГБУ «Заповедное Приамурье»
— Мы заключили соглашение с серьезной компанией «Сканекс», которая нам помогает давать спутниковые снимки. Мы проводим спутниковый мониторинг за теми судами, которые заходят в нашу акваторию в национальный парк. Мы делаем запрос судовладельцу. И уточняем, на основании чего здесь оказался.
Всего в «Заповедном Приамурье» за 2015 год было зафиксировано 254 нарушения.
Все многообразие флоры и фауны Хабаровского края охраняют не только от браконьеров, но и от черных лесорубов. И в этом специалисты Амурского филиала всемирного фонда дикой природы России также принимают участие. В том числе и в рейдах по незаповедным местам.
Речь идет о ежегодной операции «Лес». Эта зима выдалась небогатой на улов. Выявлено десять незаконных рубок. Примечательно, что нарушения совершили не «черные лесорубы».
Дмитрий Сычиков, старший координатор лесных проектов Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы России
— Большая часть из них была совершена в законных лесосеках. Либо перерубы внутри делян. Либо вырубка деревьев незадекларированных, каких-то пород незакдекларированных. Легальный лесопользователь он зачастую не настолько порядочный, как хотелось бы нам.
Защитить природные богатства — задача не из легких. В зоне ответственности «Заповедного Приамурья» полтора миллиона гектаров, между северной и южной точками свыше тысячи километров. Однако, эти территории нужно не только охранять, но и уметь зарабатывать на них.
Канада
Во всем мире национальные парки приносят хорошие доходы. Больше всего за океаном. В Канаде, например, турист в среднем за посещение оставляет 265 долларов. А бюджет государства пополняется за их счет на двадцать четыре миллиарда в год. В России эта статья пока не доходная. Только с прошлого года национальным паркам разрешено зарабатывать деньги. В Хабаровском крае прибыли в ближайшее время ждут в первую очередь от «Анюйского парка». Есть инвестор. Он уже вложил тридцать из необходимых 150 миллионов рублей.
Виталий Селюков, заместитель министра культуры правительства Хабаровского края
— Собираемся строить крупный туристский объект «Междуречье» на реках Нижняя Манома и Анюй. Общая вместимость туда до 120 человек одновременно. Там будут предполагаться домики для эконом-туристов, ВИП-туристов, с вертолетной площадкой, домики будут обеспечены электричеством, удобствами, спутниковой связью. Сегодня есть инвестор, который в период с 2016 по 2018 год вложит порядка 150 миллионов рублей. Мы думаем, что это будет очень интересное место. Там будет рядом Анюйский парк.
Еще один национальный парк «Шантарские острова» с каждым годом притягивают всё больше туристов. Там обещают построить музей китобойного промысла. Такого в России еще нет. А пятого июня в Большехехцирском заповеднике планируется открытие экологической тропы. Посетители смогут увидеть уток-мандаринок, белок и других обитателей заповедных территорий.
Самое главное появятся новые места для отдыха на природе. Увидимся на телеканале «Россия-24».
Для лиц старше 16 лет.
Смотрим «Вести. Хабаровск» - smotrim.ru/vestidv. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Телеграм-канал «Вести. Хабаровск», группы во ВКонтакте и Одноклассниках.