X

Учёный из Хабаровского края стал лучшим молодым изобретателем страны

Доцент Комсомольского госуниверситета придумал, как гарантировать прочность сварных швов у самолёта. Победителей всероссийского конкурса торжественно наградили в Москве. Секреты инженерной мысли узнала Людмила Смирнова.

Крылатая машина непринужденно выполняет в небе то, на что раньше не был способен ни один самолёт в мире!

Законы физики флагману российской авиации, кажется, не писаны. Но это не так. Претерпевать колоссальные нагрузки в небе помогает совершенная конструкция и высокая прочность силовых узлов.

Электронно-лучевая сварка соединяет титановые детали практически в монолит.

« — Режимы, заданные по технологическому процессу, соответствуют полностью по диаграммам, и визуально сварной шов у нас получился качественный и соответствует требованиям нормативной документации».

Добиться такого результата заводу – одному из «китов» российского авиастроения – помогло масштабное исследование, проводили его совместно с Комсомольским Госуниверситетом.

Анатолий Тараканов, заместитель главного металлурга по сварке – главный сварщик филиала ПАО «ОАК» – «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина»: «Цель его заключалась в применении высокопроизводительной обработки механической обработки деталей под сварку, которая бы снижала вероятность порообразования, что в свою очередь сокращает технологический цикл, исключает необходимость доработки сварных швов аргонодуговой сваркой».

Проще говоря, задача была избавиться от пор, которые образовались в процессе сварки. Такие дефекты могут снизить прочность соединений, что в авиации недопустимо.

Владимир Григорьев, доцент кафедры «Технология сварочного и металлургического производства им. В.И. Муравьёва» КнАГУ: «До сварки это была левая часть, это правая. Собираются кромки в ноль, то есть, с минимальным зазором 0.1 мм и затем выполняется электронно-лучевая сварка. То есть, в данном случае, когда сварка происходит очень быстро – около 16 мм в секунду, то, понятно, готовые зародыши пор не успевают выходить. То есть, надо устранить причину ещё до образования этого дефекта».

Молодой учёный, кандидат технических наук Владимир Григорьев, решение отыскал: оно крылось в подготовке кромок – задача была подобрать самый рациональный способ.

« — Расфокусированным электронным лучом прогрев выполнять в данном случае нерационально, в том числе, выполнять лазерный раскрой, так как толщина большая, поэтому необходимо было опробовать рациональные режимы резания».

Технология была протестирована в заводских условиях: шов исследовали в разрезе и под рентгеном. Тесты прошли на «отлично». Высокопроизводительные режимы резания позволили исключить с поверхности водород, а заодно – снизить износ режущего инструмента.

Разработку оценили на самом высоком уровне. В Москве в музее «Атом» на ВДНХ наградили лучших изобретателей страны.

« — В категории «Молодой изобретатель»: Александр Рожков из Москвы, Владимир Григорьев из Комсомольска-на-Амуре, Дмитрий Лысенко, город Калининград».

Всероссийский конкурс проводится с 2023 года. Он направлен на поддержку учёных, которые вносят вклад в достижение технологического суверенитета страны – ключевой задачи, обозначенной Президентом России.

Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ – председатель попечительского совета ВОИР: «Отрадно, что все лауреаты конкурса так или иначе пересекаются и работают на реализацию национальных проектов технологического лидерства, которое мы делаем по поручению Президента, и все эти 9 проектов находят свои идеи именно здесь, среди вас, среди молодых учёных».

И это действительно так. Комсомольск-на-Амуре называют «инженерной столицей» Востока России. К решению производственных задач молодые конструкторы подключаются, ещё обучаясь в ВУЗе.

Владимир Григорьев, доцент кафедры «Технология сварочного и металлургического производства им. В.И. Муравьёва» КнАГУ: «То есть, уже со 2 курса у нас студентам назначаются темы выпускных квалификационных работ, которые решаются под потребности производства – то есть, это и алюминиевые сплавы, и титановые сплавы, в том числе, нержавеющие сплавы. Охват очень широкий»

Ну а разработка учёного из Комсомольска-на-Амуре запатентована, внедрена и успешно «летает» вместе с лучшими – без преувеличения – в мире крылатыми машинами России. В почти вековую историю общества изобретателей навсегда вписано и его имя.