Учёный из Хабаровского края стал лучшим молодым изобретателем страны
Доцент Комсомольского госуниверситета придумал, как гарантировать прочность сварных швов у самолёта. Победителей всероссийского конкурса торжественно наградили в Москве. Секреты инженерной мысли узнала Людмила Смирнова.
Крылатая машина непринужденно выполняет в небе то, на что раньше не был способен ни один самолёт в мире!
Законы физики флагману российской авиации, кажется, не писаны. Но это не так. Претерпевать колоссальные нагрузки в небе помогает совершенная конструкция и высокая прочность силовых узлов.
Электронно-лучевая сварка соединяет титановые детали практически в монолит.
« — Режимы, заданные по технологическому процессу, соответствуют полностью по диаграммам, и визуально сварной шов у нас получился качественный и соответствует требованиям нормативной документации».
Добиться такого результата заводу – одному из «китов» российского авиастроения – помогло масштабное исследование, проводили его совместно с Комсомольским Госуниверситетом.
Анатолий Тараканов, заместитель главного металлурга по сварке – главный сварщик филиала ПАО «ОАК» – «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина»: «Цель его заключалась в применении высокопроизводительной обработки механической обработки деталей под сварку, которая бы снижала вероятность порообразования, что в свою очередь сокращает технологический цикл, исключает необходимость доработки сварных швов аргонодуговой сваркой».
Проще говоря, задача была избавиться от пор, которые образовались в процессе сварки. Такие дефекты могут снизить прочность соединений, что в авиации недопустимо.
Владимир Григорьев, доцент кафедры «Технология сварочного и металлургического производства им. В.И. Муравьёва» КнАГУ: «До сварки это была левая часть, это правая. Собираются кромки в ноль, то есть, с минимальным зазором 0.1 мм и затем выполняется электронно-лучевая сварка. То есть, в данном случае, когда сварка происходит очень быстро – около 16 мм в секунду, то, понятно, готовые зародыши пор не успевают выходить. То есть, надо устранить причину ещё до образования этого дефекта».
Молодой учёный, кандидат технических наук Владимир Григорьев, решение отыскал: оно крылось в подготовке кромок – задача была подобрать самый рациональный способ.
« — Расфокусированным электронным лучом прогрев выполнять в данном случае нерационально, в том числе, выполнять лазерный раскрой, так как толщина большая, поэтому необходимо было опробовать рациональные режимы резания».
Технология была протестирована в заводских условиях: шов исследовали в разрезе и под рентгеном. Тесты прошли на «отлично». Высокопроизводительные режимы резания позволили исключить с поверхности водород, а заодно – снизить износ режущего инструмента.
Разработку оценили на самом высоком уровне. В Москве в музее «Атом» на ВДНХ наградили лучших изобретателей страны.
« — В категории «Молодой изобретатель»: Александр Рожков из Москвы, Владимир Григорьев из Комсомольска-на-Амуре, Дмитрий Лысенко, город Калининград».
Всероссийский конкурс проводится с 2023 года. Он направлен на поддержку учёных, которые вносят вклад в достижение технологического суверенитета страны – ключевой задачи, обозначенной Президентом России.
Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ – председатель попечительского совета ВОИР: «Отрадно, что все лауреаты конкурса так или иначе пересекаются и работают на реализацию национальных проектов технологического лидерства, которое мы делаем по поручению Президента, и все эти 9 проектов находят свои идеи именно здесь, среди вас, среди молодых учёных».
И это действительно так. Комсомольск-на-Амуре называют «инженерной столицей» Востока России. К решению производственных задач молодые конструкторы подключаются, ещё обучаясь в ВУЗе.
Владимир Григорьев, доцент кафедры «Технология сварочного и металлургического производства им. В.И. Муравьёва» КнАГУ: «То есть, уже со 2 курса у нас студентам назначаются темы выпускных квалификационных работ, которые решаются под потребности производства – то есть, это и алюминиевые сплавы, и титановые сплавы, в том числе, нержавеющие сплавы. Охват очень широкий»
Ну а разработка учёного из Комсомольска-на-Амуре запатентована, внедрена и успешно «летает» вместе с лучшими – без преувеличения – в мире крылатыми машинами России. В почти вековую историю общества изобретателей навсегда вписано и его имя.
Для лиц старше 16 лет.
Смотрим «Вести. Хабаровск» - smotrim.ru/vestidv. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Телеграм-канал «Вести. Хабаровск», группы во ВКонтакте и Одноклассниках.
Ещё по теме "Промышленность"
-
Ходовые испытания судна «Керченский пролив» продолжаются в акватории Японского моря
сегодня, 12:21 -
Промысловики региона – вторые в ДФО по объёму вылова рыбы: в крае подвели итоги лососёвой путины
вчера, 10:56 -
Новое технологичное оборудование запустили на заводе хабаровской ремонтно-монтажной компании
28 ноября, 12:22 -
Производство печатных плат для электронной промышленности планируется создать в Хабаровском крае
21 ноября, 16:55 -
Истребитель пятого поколения Су-57 представили на Международной авиакосмической выставке в Дубае
19 ноября, 11:55 -
Специалисты АСЗ завершили первый этап заводских испытаний судна-спасателя «Керченский пролив»
10 ноября, 13:20 -
Более 26 млрд рублей в бюджет региона перечислено добывающими предприятиями края в 2025 году
31 октября, 11:44 -
На Хабаровском судостроительном заводе отменен приказ о сокращениях по требованию губернатора
27 октября, 12:42 -
Смотрите в 21:10. Хабаровский край - лидер по производству беспилотников в ДФО
22 октября, 16:10 -
Первое на Дальнем Востоке предприятие по производству конструкционной фанеры запустили в Амурске
20 октября, 14:05



