Девять крупных участников рынка пассажирского транспорта заподозрили в картельном сговоре из-за завышения цен на проезд – в отношении них возбудили дело. Как сами предприниматели объясняют регулярный рост тарифов и чем может закончится проверка, выясняла Екатерина Груздева.
Для тех пассажиров, кто не верит своим глазам, новую стоимость проезда здесь дублируют и выделяют цветом. 60 рублей – такая, максимальная в Хабаровске, цена на поездки установилась в десятке востребованных городских направлений.
« — Естественно, дорого. Вы знаете, мы были в Калининграде, там 37 рублей это проезд стоит в автобусе. Я считаю, что очень дорого, на самом деле. По крайней мере, за год, пока я здесь, цены повышались, наверное, раза два за год, это точно».
Это насторожило специалистов Федеральной антимонопольной службы. Краевое УФАС из-за повышения цен на проезд заподозрило 9 крупных автобусных перевозчиков в картельном сговоре.
«Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства при установлении цен на проезд по маршрутам автобусных перевозок общественным транспортом в городе Хабаровске».
Служба возбудила дело в отношении транспортников. Специалисты надзорного ведомства проводят проверку всей документации предпринимателей.
Данил Артамонов, предприниматель: «У нас приходили на предприятие обыски, и что-то они там все ищут, не могут найти. Дело может быть какое-то возбуждено, но никаких фактов сговора нет. Поднимает топливо каждый месяц, каждую неделю, никакое УФАС об этом не говорит. Продукты поднимаются, хлеб дорожает, молоко. Об этом тоже все молчат. Мы в этом рынке работаем и зависим от этого. Если мы не будем поднимать, мы просто не выживем».
На тариф, объясняют предприниматели, влияет ещё индексация заработной платы, обновление автопарка. На ценообразовании некоторых перевозчиков отразилось установление НДС для малого бизнеса, и ряд других экономических причин.
Иван Новиков, заместитель директора компании-перевозчика: «Если инфляция у нас достигает двухзначных цифр, то, к сожалению, мы не можем закладывать такую большую рентабельность, чтобы целый год удерживать цены. Но в том объёме, который есть у нас, минимальная рентабельность. Поэтому, когда инфляция достигает 12 процентов, мы два раза в год меняем цены».
Есть и те, кто не выдерживает таких условий рынка. Несколько перевозчиков ушли с линий.
Так, сейчас не обслуживается маршрут №18, который курсировал из Индустриального района в аэропорт. Перевозчик отказался от него по причине нерентабельности. Также в городское управление промышленности и транспорта уже поступили заявления от предпринимателей о завершении работы на линиях, 22, 58 и 61-С по истечении срока договора.
Что же касается фигурантов дела антимонопольной службы, то в случае установления их вины компаниям грозят крупные штраф. Тем временем, ещё два перевозчика заявили о намерении поднять тариф до 60 рублей.