X

«До мурашек от гордости»: над Городом юности совершил полёт первый полностью российский Суперджет

Российское авиастроение пишет новую историю: в Комсомольске-на-Амуре впервые в небо поднялся лайнер, который полностью собран из отечественных комплектующих. Полёт проходил на высоте 3 тысячи метров и на скорости 500 километров в час, за ним на земле следили сотни человек. Репортаж Людмилы Смирновой.

Разбег и отрыв от земли. Не просто полёт – начало новой эпохи российского – с большой буквы – авиастроения.

За полётом первенца следят тысячи глаз – и вся страна. Люди, совершившие, кажется, невозможное, в волнении сжимают руки и не прячут слёз.

« — Гордость за то, что делаем. Что мы причастны к этому. До слёз аж, приятно!».

« — Комплектующие все новые, тяжело всё шло. Но – всё-таки – мы это сделали!».

« — До мурашек! Очень трогательно, волнительно – то, что наконец-то построили наш первый импортозамещённый самолёт! Это гордость для России!».

С уходом иностранных поставщиков перед российскими инженерами встала задача: заместить почти 70 процентов импортных комплектующих российскими системами и агрегатами.

Для примера: обычный в мировой практике цикл создания самолётов и двигателей – от 10 до 15 лет, причём, в широкой международной кооперации. Отечественные инженеры справились в одиночку. Российские программы импортозамещения реализуются в беспрецедентные сроки. И вот сейчас – давайте попробуем показать – в производственном центре «Яковлев» в разной степени готовности уже порядка 20 будущих серийных и полностью импортонезависимых крылатых машин.

Их уже ждут в российских авиакомпаниях. Ближнемагистральный Суперджет – главная «рабочая лошадка» регионов: в прошлом году лайнеры этого типа перевезли 9,5 миллионов пассажиров. Построено – больше двухсот, помнят – каждый.

Александр Пиманов: «Я с 2006 года здесь. Самолёты наши – самые лучшие! Мы стараемся, чтобы здесь везде на производстве всё было без брака, без сучка и задоринки!».

Для ускорения программы сертификации в лётных испытаниях принимают участие три лайнера в различной комплектации. Этот самолёт поднялся в небо на российских двигателях ПД-8 разработки ОДК Ростеха, он – первый полностью отечественный.

Высота 3000 метров, полёт нормальный. Суперджет «купается» в дальневосточном в небе, экипаж проверяет стабильную работу всех отечественных систем – управления, гидравлики, навигационного оборудования.

В производственном центре «Яковлев» в самолёте уверены, как в себе.

Его уже встречают на площадке лётно-испытательной станции. И этот день точно войдёт в историю. Сегодня Россия стала страной, где первыми в мире наладили выпуск полностью импортонезависимых пассажирских лайнеров.

Эмоции – зашкаливают, коллектив завода приветствует летчиков.

« — Без замечаний?
– Без замечаний, да, отлично все отработало
».

Заслуженный лётчик-испытатель России Сергей Завалкин показывает новое российское оборудование кабины. Работа над машиной идёт в тесном тандеме экипажа и конструкторов.

Сергей Завалкин, заслуженный лётчик-испытатель России: «Двигатели российские, вот эти все пульты, все экраны – все российского производства. И мы, конечно, конструкторам подсказываем, что надо и как лучше это сделать так, чтобы самолет был намного лучше, чем он был, или чем он есть.
– «Послушный» был?
— Управляемость этого самолёта великолепная, он абсолютно управляем и выполнял все мои команды беспрекословно!
».

В полёте на специальных рабочих местах за мониторами экипажу помогали ведущие инженеры.

« — Два места ведущих инженеров, на которых в процессе проведения лётных испытаний они наблюдают за теми параметрами, которые мы на данных режимах оцениваем».

Этот полёт – результат огромной работы, проделанной на земле в различных уголках страны. Российские инженеры успешно заместили 38 систем и компонентов самолёта – в полтора-два раза быстрее, чем в обычной мировой практике. Неслучайно на фюзеляже – логотип «Победа».

Вадим Бадеха, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации: «Ни одной импортной системы не осталось. Вся программа импортозамещения сегодня реализована. Более 60 предприятий сегодня реализовывали эту программу. Работали над созданием систем и агрегатов, проводилась большая работа по наземным автономным испытаниям, и сегодня наши отечественные системы и компоненты доказали, что могут работать – поднять, управлять самолётом. Программа реализовывается в кратчайшие сроки, мы в 1,5-2 раза меньше, чем в мире».

Впереди – сотни полётов, завершение сертификации. С 2026 года планируют начать поставки в авиакомпании, предприятие ОАК Ростеха планирует выпускать не менее 40 самолётов в год.