X

Чтобы роботы творили: молодой учёный из Комсомольска внедряет искусственный интеллект в авиастроении

Маркел Мельниченко пытается обучить роботизированную установку видеть, мыслить и выбирать оптимальные решения – чтобы автоматизировать сложные процессы в авиастроении. Причём, сегодня на авиазаводе имени Гагарина, на вредных участках производства, присутствие человека свели на минимум. В деталях разбирались наши корреспонденты.

Авиационный завод имени Юрия Гагарина. Одни из лучших самолётов в мире. Эти крылатые машины стали брендом России.

Создавать их помогают новейшие технологии – работа идёт на передовой науки. К примеру, здесь, в цехе гальванических покрытий – самом большом в России – авиационным деталям дают дополнительную прочность и защиту от коррозии. Вредную для человека часть работы в изолированных камерах выполняют роботы!

Но только ли рутинные, монотонные процессы доверяют современным промышленным роботам? В этой лаборатории уверены, что нет, это – только начало!

Молодой учёный Маркел Мельниченко с командой трудятся над тем, чтобы повысить их производительность, и сделать работу роботов максимально энергоэффективной.

Маркел Мельниченко, ведущий инженер научно-образовательного центра «Промышленная робототехника и передовые промышленные технологии» КнАГУ: «Робот у нас функционирует в шестиосевом пространстве суставов, но она для нас не совсем понятна, поскольку мы мыслим в трехмерном пространстве. Мы считаем, что будет проще по самой короткой траектории в декартовом пространстве переместить груз – это будет и самая быстрая, и самая энергоэффективная траектория».

Но не тут-то было! В пространстве суставов робота такая траектория не всегда будет короткой и эффективной. Выходит – либо нам нужно научиться думать, как робот – либо научить его думать самостоятельно и самому выбирать оптимальные траектории.

« — Здесь в цветовой интерпретации показано значение электрической энергии на перенос груза по разным траекториям. Этот расчёт выполняется с помощью нейронной сети, то есть, мы подключаем сюда искусственный интеллект, чтобы рассчитать эти значения».

Но написать программу для каждой детали – а их в самолёте тысячи – просто нереально. Нужно, чтобы робот видел – и думал самостоятельно.

« — Это датчики, это сенсоры, которые позволят, например, распознавать деталь в рабочем пространстве без необходимости ее маркировки дополнительной, после идентификации детали рассчитывать оптимальные траектории ее обработки».

Используя технологии машинного зрения и искусственный интеллект – такое возможно. Современное авиационное производство – полностью оцифровано: трёхмерные модели деталей не придется создавать с нуля. А преимущество нейросетей – в их обучаемости. Конкретная задача для конкретного цеха – сейчас прокладывает путь целой отрасли.

Василий Ворощенко, младший научный сотрудник КнАГУ: «По крайней мере, стоит такой курс на ближайшие пять лет – по повышению роботизации всей страны в целом, и, следовательно, роботы будут нужны везде, поэтому заранее необходимо разрабатывать методы управления»

Какую работу нам – людям – в будущем оставят роботы – как человек, общающийся с ними на одном языке – Маркел отвечает однозначно.

Маркел Мельниченко, ведущий инженер научно-образовательного центра «Промышленная робототехника и передовые промышленные технологии» КнАГУ: «За роботом не закреплены какие-то творческие операции, соответственно, мы с вами должны будем выбирать профессию, чтобы в ней было место творчеству. Наука, журналистика, к примеру – эти операции достаточно сложно поддаются автоматизации».

Плавный переход к интеллектуальным роботизированным системам на производстве – уже происходит. Роботы в этом центре смогут и видеть, и слышать, и распознавать наше поведение, и даже эмоции – чтобы работа с таким помощником была максимально удобной.