Чтобы роботы творили: молодой учёный из Комсомольска внедряет искусственный интеллект в авиастроении
Маркел Мельниченко пытается обучить роботизированную установку видеть, мыслить и выбирать оптимальные решения – чтобы автоматизировать сложные процессы в авиастроении. Причём, сегодня на авиазаводе имени Гагарина, на вредных участках производства, присутствие человека свели на минимум. В деталях разбирались наши корреспонденты.
Авиационный завод имени Юрия Гагарина. Одни из лучших самолётов в мире. Эти крылатые машины стали брендом России.
Создавать их помогают новейшие технологии – работа идёт на передовой науки. К примеру, здесь, в цехе гальванических покрытий – самом большом в России – авиационным деталям дают дополнительную прочность и защиту от коррозии. Вредную для человека часть работы в изолированных камерах выполняют роботы!
Но только ли рутинные, монотонные процессы доверяют современным промышленным роботам? В этой лаборатории уверены, что нет, это – только начало!
Молодой учёный Маркел Мельниченко с командой трудятся над тем, чтобы повысить их производительность, и сделать работу роботов максимально энергоэффективной.
Маркел Мельниченко, ведущий инженер научно-образовательного центра «Промышленная робототехника и передовые промышленные технологии» КнАГУ: «Робот у нас функционирует в шестиосевом пространстве суставов, но она для нас не совсем понятна, поскольку мы мыслим в трехмерном пространстве. Мы считаем, что будет проще по самой короткой траектории в декартовом пространстве переместить груз – это будет и самая быстрая, и самая энергоэффективная траектория».
Но не тут-то было! В пространстве суставов робота такая траектория не всегда будет короткой и эффективной. Выходит – либо нам нужно научиться думать, как робот – либо научить его думать самостоятельно и самому выбирать оптимальные траектории.
« — Здесь в цветовой интерпретации показано значение электрической энергии на перенос груза по разным траекториям. Этот расчёт выполняется с помощью нейронной сети, то есть, мы подключаем сюда искусственный интеллект, чтобы рассчитать эти значения».
Но написать программу для каждой детали – а их в самолёте тысячи – просто нереально. Нужно, чтобы робот видел – и думал самостоятельно.
« — Это датчики, это сенсоры, которые позволят, например, распознавать деталь в рабочем пространстве без необходимости ее маркировки дополнительной, после идентификации детали рассчитывать оптимальные траектории ее обработки».
Используя технологии машинного зрения и искусственный интеллект – такое возможно. Современное авиационное производство – полностью оцифровано: трёхмерные модели деталей не придется создавать с нуля. А преимущество нейросетей – в их обучаемости. Конкретная задача для конкретного цеха – сейчас прокладывает путь целой отрасли.
Василий Ворощенко, младший научный сотрудник КнАГУ: «По крайней мере, стоит такой курс на ближайшие пять лет – по повышению роботизации всей страны в целом, и, следовательно, роботы будут нужны везде, поэтому заранее необходимо разрабатывать методы управления»
Какую работу нам – людям – в будущем оставят роботы – как человек, общающийся с ними на одном языке – Маркел отвечает однозначно.
Маркел Мельниченко, ведущий инженер научно-образовательного центра «Промышленная робототехника и передовые промышленные технологии» КнАГУ: «За роботом не закреплены какие-то творческие операции, соответственно, мы с вами должны будем выбирать профессию, чтобы в ней было место творчеству. Наука, журналистика, к примеру – эти операции достаточно сложно поддаются автоматизации».
Плавный переход к интеллектуальным роботизированным системам на производстве – уже происходит. Роботы в этом центре смогут и видеть, и слышать, и распознавать наше поведение, и даже эмоции – чтобы работа с таким помощником была максимально удобной.
Для лиц старше 16 лет.
Смотрим «Вести. Хабаровск» - smotrim.ru/vestidv. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Телеграм-канал «Вести. Хабаровск», группы во ВКонтакте и Одноклассниках.
Ещё по теме "Промышленность"
-
Технологии, опыт и уверенность в будущем: комсомольский НПЗ отметил 83-й день рождения
5 декабря, 12:38 -
«Спрос растёт»: единственная за Уралом ферма по выращиванию форели планирует увеличить производство
5 декабря, 10:04 -
Ходовые испытания судна «Керченский пролив» продолжаются в акватории Японского моря
2 декабря, 12:21 -
Учёный из Хабаровского края стал лучшим молодым изобретателем страны
2 декабря, 11:10 -
Промысловики региона – вторые в ДФО по объёму вылова рыбы: в крае подвели итоги лососёвой путины
1 декабря, 10:56 -
Новое технологичное оборудование запустили на заводе хабаровской ремонтно-монтажной компании
28 ноября, 12:22 -
Производство печатных плат для электронной промышленности планируется создать в Хабаровском крае
21 ноября, 16:55 -
Истребитель пятого поколения Су-57 представили на Международной авиакосмической выставке в Дубае
19 ноября, 11:55 -
Специалисты АСЗ завершили первый этап заводских испытаний судна-спасателя «Керченский пролив»
10 ноября, 13:20 -
Более 26 млрд рублей в бюджет региона перечислено добывающими предприятиями края в 2025 году
31 октября, 11:44



