Престижной премии «Бережливый Дальний Восток» удостоен производственный центр «Яковлев» – сразу в двух номинациях. Примеры лайфхаков, простых и при этом уникальных – в материале Людмилы Смирновой.
Хабаровский край называют «родиной китов и самолётов». Ну а мы с вами сегодня увидим, на каких «китах» строится одно из самых эффективных производств в России!
Мы в производственном центре «Яковлев», и собирают здесь пассажирские самолёты «Суперджет».
Раз в несколько дней фюзеляж перемещают по конвейеру. С этой минуты начнётся обратный отсчёт: определённый объём работ нужно выполнить за строго отведённое время.
« — Рабочий день на предприятии начинается с планёрки производственного мастера».
Дмитрий Дорошенко – один из тех, для кого ускорять «» сборки лайнера – вполне себе повседневная работа. По совместительству – официально «лучший рационализатор» Востока страны.
« — Это доска управления производственного мастера, на которой отражены все сменные задания на данном участке».
Иными словами – индивидуальная задача для каждого работника на день.
Дмитрий Дорошенко, начальник отдела производственной системы филиала ПАО «Яковлев» — «Региональные самолёты»: «Рабочий, получив сменное задание, идёт в определённую зону, где находятся тележки – находит с номером его сменного задания».
Внутри – заранее укомплектованы материалы в необходимом количестве и инструмент для выполнения задачи. Всё – с индивидуальным штрих-кодом: так можно отследить «историю жизни» каждого инструмента.
« — То есть, сколько инструмент прослужил, какие сменные задания выполнил, на каком самолёте– мы имеем всю историю движения этого инструмента» .
Это позволяет не допустить в работу изношенный инструмент и вовремя заказать новый, если срок службы заканчивается. Ну а мы буквально перемещаемся в будущее: это – склад, где комплектуют тележки для выполнения заданий уже завтрашнего дня!
« — К 8:05 все эти тележки будут выкачены на производственные участки в определенные зоны
– То есть, работникам даже на склад заходить не нужно?
– Работникам на склад не нужно заходить, для них это будет потеря в их процессе, они идут на самолёт, где будут создавать ценность».
В большой авиации ценность имеет каждая секунда. Время – один из «китов», на которых стоит бережливое производство.
Не из прихоти в цеха приходит дополненная реальность: вместо кипы бумаг, у монтажника перед глазами – инструкция с голосовым управлением.
В фюзеляже не должно быть лишних предметов: собирают даже пылинки с обуви – специальный клейкий коврик, кстати – идея одного из работников.
Никита Федотов, слесарь-сборщик летательных аппаратов: «Он стелется, 30 листов на нём, и он задерживает абсолютно всю грязь. То есть, то, что на ботинках – всё остаётся на нём и в фюзеляж не попадает».
« — Вот – обратила внимание – тоже улучшение?
— Да, конечно, поручни обернуты полипропиленом, чтобы не создавать повреждений на фюзеляже.
— И рабочий тоже механических повреждений не получит – это приятно!
– Да, если спустится неудачно как-то».
Из таких небольших улучшений соткано всё в этом цехе: экономить расходные материалы помогает вот такой киоск: всё дозировано удобными малыми порциями – тоже разработка специалиста цеха. В цепочке непрерывных улучшений работники – важное звено: порядка 4 тысяч идей только в этом году стали частью техпроцесса, с каждым днём – более удобного, экономичного по времени и затратам.