Впервые учёт краснокнижного хищника учёные «Заповедного Приамурья» провели на основе данных с камер наблюдения. Пока промониторить следы специалисты не могут, аномально тёплая погода и отсутствие снега мешает вести исследования. Анна Леонова с подробностями.
Инспекторы с надеждой на удачу выходят на поиски следов таёжных обитателей на рассвете. Накануне выпавший в Большехехцирском заповеднике небольшой снег, особенно в местах, где есть тень и нет ветра, ещё может сохранить следы зверя.
« — Порошина позволяет прочитать следы, которые появились в течение суток, но сезон всё-таки подходит, работать интереснее и интереснее становится, оттепелей резких сейчас нет».
Вглубь леса всего на пару метров и вот оно, тигриное семейство – даёт почву для размышлений ученых. Замеры под аномально ярким солнцем на глазах исчезающих следов проводят оперативно.
« — Это маленький тигрёнок, малыш, очевидно, оттиск задней ноги, этим летом он родился, а мамин получается, он прошёл по маминому следу, вот мамин первый след, а сверху уже наступил малыш. Надо распутывать, пройдём расстояние и поймём, сколько тигрят».
Тёплый ноябрь, даже выпавший снег особо не задерживается, тает. Вот и сейчас покров не более двух сантиметров, поэтому уже к полудню обнаружить следы довольно проблематично.
Поэтому пока специалисты ведут перепись по фото-ловушкам. Здесь хорошо позировал Одыр – тот самый самец, что захватил многокилометровые владения Большехехцирского заповедника от юга до севера, и хорошо работает над демографической ситуацией в тайге. А здесь камеры запечатлели молодую Пилку. Учёных радует: задержалась тигрица на этой территории уже надолго.
Андрей Ситников, старший государственный инспектор заповедника «Большехехцирский» ФГБУ «Заповедное Приамурье»: «Тигрица молодая, очень важно её сохранить. Кабаны погибли, база небольшая питательная у тигров».
Всего 25 особей – группировка стабильна, все постоянные обитатели так или иначе отметились на камерах. Подсчитали инспекторы и кормовую базу тигров – пятнистые олени, косули фиксируются, кабан не стабилен. Немного тревожит, что пока погода не позволяет медведям залечь в спячку.
Константин Шайдуров, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела музея им. Н.И. Гродекова: «Оттепели не дают этого сделать, когда стабильно наступят отрицательные температуры, когда хороший снег ляжет, который скроет все следы, не растает – медведь это чувствует. Обычно он залегает перед сильной бурей, когда в тайге происходит каламбур, большая пурга, и снег покрывает уже все его следы, чтобы никто не нашёл его – его враги и конкуренты. Благо жировочных кормов много, много кедрового ореха, манчжурского, урожай нынче богатый».
По прогнозам, большой снег всё-таки будет со дня на день, а значит уйдут спать гималайцы и бурые, а учёные отправятся по заповедным маршрутам – уже традиционно проводить зимнюю перепись и считать зверей по следам.