X

«Судимость никуда не уйдёт»: браконьеров задержали в Анюйском нацпарке

Нарушителей выследили с помощью квадрокоптера и приборов ночного видения – на нерестовых участках мужчины заготавливали крупные партии икры. На берегу обнаружены сотни хвостов лосося. Репортаж Анны Леоновой.

« — Протока Дальдо, сплошное нерестилище… вон, вон как плескается. Присутствия людей нет, только медвежьи следы, медведей очень много».

Осторожно, чтобы не навредить рыбе, инспекторы на лодке, почти не касаясь вёслами воды, передвигаются по Анюю в поисках нарушителей. И уже через несколько минут дрон фиксирует совсем не медведя, а рыбака, бросающего улов на берег. А чуть дальше по реке – картина, ужасающая своими масштабами.

Алексей Путятин, начальник оперативной группы ФГБУ «Заповедное Приамурье»: «Сколько голов, конечно, сложно сказать, но видно, что не одна сотня поротой рыбы, самое страшное, что делают они это на нерестилище, в «роддоме», там, куда кета проходит такой километраж, от Николаевска до своего роддома, браконьеры прямо на нерестилище начинают пороть её, забирают икру, а всю рыбу бросают, она там тухнет, запах там, конечно… Вот так пытаются нажиться, потому что ловят однозначно не для личного потребления, а именно на продажу».

Инспекторы вычисляют стан нарушителей. Несколько суток, в том числе, и ночью ведут наблюдение совместно с полицией, в том числе, и с применением беспилотника. Собирают неопровержимую доказательную базу на браконьеров.

Уникальные съёмки – дрон с помощью инфракрасной камеры и тепловизора фиксирует всё, что происходит в лагере браконьеров. В том числе, и как тянут сети.

« — Парни, пошли в засаду, спрятались на косе, на нерестилище, будем ждать браконьеров».

И вот фото- и видеодосье на нарушителей собрано исчерпывающее, поэтому на заповедной территории в Анюйском национальном парке начинается операция по задержанию.

« — Я видел своими глазами – рыба поротая на берегу валяется…

— Ты говоришь правильно…

— А ты говоришь мне, что это неправда.

— А чего с лодки выбрасывали?»

« — Так, третий! Фамилия, имя, отчество!

— Производил добычу кеты, на сеть-невод

— Длина невода?

— 70 метров.

— Сколько добыли кетин?

— 11 кетин, 1 ленка.

— Свою вину признаёте?

— Да».

Алексей Лысиков, государственный инспектор ФГБУ «Заповедное Приамурье»: «Сознались, сопротивления не оказывали, были вежливые и корректные, а вторая группа – староверы, отец и двое сыновей – не удалось их задержать: вода, течение, пороги… Они на глазах у нас мешки белые скидывали, предположительно, икра, мы же люди живые, понимаем – не уголь, не кирпичи, а они как один – «Мы лимонник собирали», время пять утра – лимонник, ага!».

Поэтому им – только административный протокол, а в отношении сообщников организованной преступной группы, которую всё-таки удалось взять с поличным, возбуждено уголовное дело. Арсенал изъят Росгвардией, лодочные моторы, рыба, сети, орудия лова – конфискованы. Им грозит штраф до 1 миллиона рублей с возмещением ущерба за каждую варварски выпотрошенную рыбину. Не исключено, что за добычу на заповедной территории браконьерам дадут реальный и солидный срок лишения свободы.

« — Не надо забывать, что всё равно судимость будет, в любом случае это уголовная ответственность, а это судимость, заплатит штрафы, ущерб, судимость никуда не уйдёт».