Для запуска составов по Тихоокеанской железной дороге до мыса Манорский в Тугуро-Чумиканском районе готова практически вся инфраструктура. Чтобы скорее открыть экспортный «коридор» в страны АТР, Правительство России включило инвестпроект в границы ТОР «Хабаровск». Как продвигается масштабная стройка, увидел губернатор Дмитрий Демешин – репортаж Елизаветы Юровой.
Логистическая ветвь от месторождения в Якутии со всеми станциями и разъедами – это 626 километров железной дороги. В перспективе мощность терминала достигнет 50 миллионов тонн угля в год. Будет создано около полутора тысяч рабочих мест.
Четыре причала на побережье Охотского моря – угольный терминал «Порт Эльга». Коридор в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Груз от месторождения в Якутии преодолеет путь более чем в 600 километров по железной дороге – это первая подобных масштабов частная стальная магистраль в России.
С воздуха – бескрайняя тайга в сочетании с достижениями промышленной индустрии. Из иллюминатора рельеф оценивает Дмитрий Демешин. Сквозь горы проложено почти 490 километров. Гендиректор «Порта Эльга» Евгений Диев наглядно показывает схему – уже в конце года для первого угольного балкера задействуют готовые причалы.
« — Здесь перевалка в настоящее время будет осуществляться автотранспортом до причала номер 1 и 2, в дальнейшем будет завершено строительство конвейера, здесь стоят подпорные стенки и по конвейеру уголь будет идти на все 4 причала».
Глава региона пересаживается на внедорожник – добираются до самой высокой точки. Это автомобильный мост, построенный в рекордно короткие сроки. Через него и поедет уголь. Затем конструкция станет частью внутренней логистики – ГСМ, оборудование будут доставлять и по суше, и по морю.
« — Сколько у вас по срокам было строительство моста?
— Порядка полутора лет.
— Полтора года и связали две горы. Да, серьёзно».
Ну а первый причал уже похож на полноценную набережную с инфраструктурой с учётом климатических особенностей мыса Манорский. Терминал – круглогодичный – не всегда здесь будет так солнечно и безветренно. Поэтому для порта предусмотрено ледозащитное сооружение, чтобы миллионы тонн угля без задержек уходили на азиатский рынок. В конце 2025 он должен заработать на полную мощность.
Евгений Диев, генеральный директор ООО «Порт Эльга»: «После этого тот порт, который планировался изначально – на 30 миллионов тонн, будет построен. В дальнейшем модернизация, она позволит до 50 миллионов тонн в год. После того, как жд-дорога сомкнётся, 99 процентов грузов будет доставляться по дороге».
В проект инвестор вложил более 140 миллиардов рублей, задействовано на главной стройке ДФО почти 3 тысячи человек. Объект – на контроле у Президента. Правительство России расширило границы ТОР «Хабаровск» – а это перечень льгот и преференций и, что важно для терминала, Свободная таможенная зона.
Дмитрий Демешин, губернатор Хабаровского края: «От работы портовой инфраструктуры, от работы железной дороги и от перевалки мы будем получать налоги и плюс рабочие места. Это наши хабаровчане, которые будут задействованы здесь на инфраструктуре и сейчас уже задействованы. Плюс возможность приобретения техники, обеспечивающей производства».
После сдачи в порту и на ТЖД будет создано около полутора тысяч рабочих мест, а по предварительным подсчётам проект на севере края привлечет почти 90 миллиардов рублей частных инвестиций.