Часть территорий края уже ощутила на себе первые заморозки, а в Амурском районе готовятся собирать урожай… бананов! На очереди – манго и инжир. В уголке тропиков посреди тайги побывала Людмила Смирнова.
Аллеи, напитанные солнечным теплом, пышут ароматами и цветом. И это – в шаге от зимы!
Трудно поверить, но это – не сочинский курорт. Хабаровский край – зона рискованного земледелия, территория, приближенная к условиям Крайнего Севера. Тем удивительнее, что безо всякого геокупола и технологий будущего, всё это – островок юга – создан трудом и усердием людей.
При том, что расположен этот «островок» среди тайги, а ухаживают за ним лишь несколько человек. Геннадий Кузьминых с коллегами посвятил жизнь тому, чтобы это стало возможным. И вот – рядом с дальневосточными эндемиками цветут растения Амазонии!
Геннадий Кузьминых, директор Амурского дендрария: «Это водный гиацинт, он очень красиво цветёт. А вот это – это воздушные камеры, за счёт этого он плавает. И вот мы его высадили тут буквально немножко, а посмотрите – за лето он всё затянул!».
Отцветают лотосы Комарова – для них это самая северная точка ареала. Минувшее лето было холодным – бутоны распустились почти на месяц позже обычного. А эти покрытые шипами листы напоминают кожу крокодила – эвриала устрашающая.
« — Он интересен и своей историей, потому что это древнейшее растение. Самая у нее большая ценность – это орешки. У них свойства этих орешков, что они продлевают человеку жизнь, потому что процессы старения замедляются!».
Под открытым небом и в небольшой оранжерее — уникальная коллекция: 360 видов растений, более 20 включены в Красную книгу России. Но в эти дни сюда приезжают, чтобы посмотреть на… бананы!
« — Кавендиш, это японский сорт банана. И вот он заплодоносил, но по вкусу это будет как бананы с юго-восточной Азии – сладкие, вкусные».
Выращивать их в зоне рискованного земледелия впервые задумали два года назад. Необычный эксперимент оказался удачным: теперь здесь получают стабильный и немалый урожай.
« — Бананы – это трава. Вот поэтому этот уже плодоносит, а там – идут новые побеги – их можно отсаживать. И вот так он размножается и всё время как бы заменяется. Поэтому каждый год банан будет теперь у нас плодоносить!».
И если вырастить импортонезависимые бананы, инжир или манго в нашем климате – скорее, хобби — они живут лишь в оранжереях — то по-настоящему здесь мечтают подарить каждому городу свою изюминку. И – дарят! Саженцы – сёлам, не ожидая оплаты из скромных местных бюджетов. На дальневосточных улицах появляются редкие в этом поясе ивы. Идей по озеленению – множество. В планах – расширить территорию, чтобы показать, на что способен человек.
Геннадий Кузьминых, директор Амурского дендрария: «Там у нас будут расти водные растения Дальнего Востока, которые занесены в Красную книгу. Вокруг как раз вот этого водоёма будут аллеи, и там будут представлены формы озеленения различными видами растений, в том числе, ивы, вегелы различные, пузыреплодники».
Вскоре и на этих аллеях останутся только устойчивые к морозам растения: остальные – мигрируют, как птицы. Экзотика юга всё это время была в горшках, закопанных на уровень земли. Но не в этом секрет дальневосточных субтропиков – в большом труде людей, способных всё это осуществить.