В подмосковном Жуковском успешно совершил посадку импортозамещённый лайнер «Суперджет». «Единичка» – как называют эту машину в Комсомольске-на-Амуре – стала первым самолётом в программе испытаний: на борту все системы, комплектующие и агрегаты – только отечественные. Какой экзамен готовят российской машине, и как провожали её создатели, увидела Людмила Смирнова.
Суперджет заходит на посадку в Жуковском. Касание земли – первый отечественный лайнер завершил перелёт через большую часть страны – успешно.
Он родился и встал на крыло в Комсомольске-на-Амуре. Здесь – прошёл большой цикл наземных и лётных испытаний.
Этот самолёт внешне мало отличается от предшественников – не специалист едва ли заметит различия. Но именно он первым проложил отечественным системам и комплектующим дорогу в небо. Знаменитая «Единичка» продолжает это делать и сейчас. Чтобы дать зелёный свет серии полностью импортозамещённых лайнеров.
«Разминка» перед полётом – всё готово и проверено не раз. Провожают работники цехов – каждый, кто приложил руку к созданию первой российской машины.
Екатерина Собанова, начальник отдела охраны труда производственного центра ПАО «Яковлев»: «Чувство гордости за вот эту нашу общую работу, нашей команды, нашего коллектива. Эмоции, конечно, зашкаливают. Мы всем коллективом вышли, и со слезами на глазах буквально провожаем нашего «ребёночка», который полетел во взрослую жизнь».
По традиции, новый лайнер качает крылом над цехом, который был ему колыбелью.
Андрей Сойнов, директор производственного центра ПАО «Яковлев»: «Сегодня действительно важный момент в жизни нашего предприятия. Вы видели, что весь коллектив вышел на улицу для того, чтобы проводить наш первый российский импортозамещённый самолёт. Завершились заводские испытания и самолёт направлен на нашу базу в город Жуковский для уже сертификационных испытаний».
Теперь машине с новыми – российскими – системами предстоит целая серия экзаменов – стандартных и со «звёздочкой», напоминающих нормативы ГТО.
Игорь Соболев, ведущий инженер по лётным испытаниям воздушных судов лётно-испытательного комплекса г. Жуковский: «Грубо говоря, всю аэродинамику, работу всех систем, всей БРЭО. Вначале условия, близкие к стандартным– это в Жуковском. И вторая часть – это расширение условий эксплуатации. Жара, холод, высокогорье, северные широты, условия обледенения, то есть, все те условия, в которых он будет реально эксплуатироваться».
Аналогичных российскому примеров комплексного импортозамещения в современной авиации не существует: новое в самолёте буквально всё: системы и агрегаты, материалы, бортовая радиоэлектроника, в дальнейшем – и двигатель.
Обычный для мировой авиации цикл создания самолётов и двигателей – от 10 до 15 лет. Российские программы импортозамещения реализуются в беспрецедентные сроки. При этом мировые производители опираются на широкую международную кооперацию – поставщиков из десятков стран. Россия – справляется сама. И продолжает делать успехи.