Подобных сейсмостанций катастрофически не хватает – в регионе их не более 10, нужно минимум в 30 раз больше! Оборудование японского и американского производства, которое установили 50 лет назад, уже вышло из строя. А между тем, регион находится в зоне 8-балльной сейсмической опасности, поэтому без прогнозирования обойтись невозможно.
Запах паяльника чувствуется далеко за пределами университетской лаборатории. Команда Константина Рябинкина корпит над разработкой, к данным которой уже прислушивается учёное сообщество края.
Денис Литвих, студент 3 курса ТОГУ: «Если допущу ошибку, может привести к тому, что плата выйдет из строя в самый неподходящий момент и могут быть непредсказуемые последствия».
Мини-сейсмостанция собирается как обычный конструктор, но только с очень «умной» и импортозамещённой начинкой. Комплектующие и «мозг» прибора – отечественные. Всего несколько дней и полный аналог оборудованию американского и японского производства, которое было установлено в регионе в единичных экземплярах почти полвека назад – готово выйти в серию.
Константин Рябинкин, научный руководитель проекта ТОГУ, учёный-сейсмолог: « Что касается использования западного оборудования, нужно понимать, что сейсмостанция как таковая, это прибор двойного назначения – это не только мониторинг землетрясений и изучение нашей планеты Земля, это ещё мониторинг ядерных испытаний».
Оборудование уже проходит испытания в полевых условиях. И есть первые результаты – собранные в Хабаровске приборы не уступают по точности данных западным образцам.
« — Мы проводили серию экспериментов, брали дорогой прибор и рядом ставили наш, и смотрели как они пишут – они пишут одинаково. Если нет разницы, зачем платить больше?».
С помощью созданной сети мини-станций можно уже чётко вести исследования сейсмоопасной обстановки в крае.
Это большое заблуждение, что Хабаровский край – зона без землетрясений: ежечасно в регионе происходят толчки, но считать их возможности нет, как нет и возможности спрогнозировать какие-либо разрушения. Так было со знаменитым Буреинским оползнем, ровно за неделю до события единственная сейсмостанция в том районе просто вышла из строя.
Алексей Маслов, глава Верхнебуреинского района: «Рано или поздно все эти исследования помогут нам предугадать все события. Хорошо, что в 2018 году не было никаких жертв, но никто не застрахован».
Сейсмостанций катастрофически не хватает в крае, их не более 10 в регионе, нужно минимум в 30 раз больше! Пока разработки финансируются в рамках федеральной программы «Приоритет 2030».
Павел Егоров, проректор по научной и инновационной деятельности ТОГУ: «Для того, чтобы проект ушел за пределы края, нужно показать результаты здесь и сейчас. Дальше с ними можно выходить на Правительство края и другие регионы».
У мини-сейсмостанций есть реальная гарантия заручиться поддержкой государства и выйти на серийное производство, работать оборудование может и в зоне проведения спецоперации.