На протяжении 55 лет он был ежедневным гостем в каждом доме, где есть радиоприёмник, а его последний проект, литературная страница, посвящённая писателям-дальневосточникам, так и остался незавершённым. Об одном из старейших работников хабаровского радио вспоминают его друзья и коллеги.
Тридцать лет Анатолий Жаров был ведущим Парада Победы. В этом году его легендарный голос звучал в последний раз.
« — Каждый год знамя Победы гордо реет на главной площади города Хабаровска, возглавляет парадный строй, и напоминает ветеранам о пройденном боевом пути».
Андрей Степанов, военный комиссар Хабаровского края: «Тембр голоса, звучание голоса, правильные интонации, которыми он преподносил информацию, особенно когда он говорил: в парадном строю идут дети и внуки, да, он говорил — тех ветеранов… И это действительно брало за душу».
Несмотря на огромный опыт, к каждому параду он готовился очень серьёзно — во время репетиций. Темпоритм речи должен идеально совпадать с движением колонн.
Анатолий Жаров, диктор краевого радио: «Я должен видеть и командующего, когда он выезжает, и кто принимает парад, кто командует. Здесь стоят войска, техника идет оттуда — мы встречаем её».
Казалось, что в эфире он будет всегда…
Белла Попович, Янина Кузина, Игорь Потейчук, Татьяна Ванина, Марина Кунцевич — в разные годы были дикторами краевого радио. Видятся редко. Сегодня — особый случай. Осиротели. Умер наставник, друг и коллега. Но здесь, в Доме радио, они до сих пор не могут в это поверить.
« — А вы помните, что в дикторской все мероприятия и каждый праздник заканчивался чем? Его басней, его пародией, и «Василием Тёркиным», потому что так мастерски, так эмоционально никто не читал!».
Белла Григорьевна Попович около сорока лет работала с Жаровым в паре. Их голоса идеально дополняли друг друга в эфире.
Белла Попович, диктор краевого радио: «У него такая душа, такой тёплый, хороший голос, что вот звучало всё… Всё звучало. И очень жаль, что мы его не услышим…».
И с этим согласны все, кто когда-нибудь выходил с Жаровым в эфир. Говорят, что работа с ним помогала не только состояться в профессии, но и обрести уверенность в себе.
Марина Кунцевич, мастер художественного слова краевой филармонии: «Если ты работаешь с Анатолием Евгеньевичем в паре, то ты как за каменной стеной. Крылья распускаются. Свобода полная внутренняя была вместе с этим человеком».
Татьяна Ванина, журналист: «Он без назидания, абсолютно без какого-либо назидания показывал своим личным примером как нужно работать, как нужно готовиться к эфиру. Он всегда, на свой профессионализм невзирая, перед выходом ставил ударения — я училась у него».
Игорь Потейчук, сотрудник ХГИК: «Для меня он был всегда хабаровским Левитаном. А в жизни — лёгкий, комфортный в работе».
Для журналиста Янины Кузиной — факты прежде всего. Говорит, что по крупицам выведывала у Анатолия Евгеньевича биографию — он не любил говорить о себе серьёзно.
Янина Кузина, журналист ГТРК «Дальневосточная»: «Он был в армии командиром плавающего танка. Служил он на Сахалине, и там же, во время службы он ухитрился поступить в Пединститут, и во время службы, параллельно он ещё работал там на телевидении».
Но радио стало его настоящим призванием. Хотя вначале ему пришлось доказывать свою профпригодность.
« — Пришёл на радио, говорит: послушайте меня. Послушали его, сказали — «нет». Голос не радиофоничный. Он сказал: «Ну вы меня ещё раз послушайте» — ещё раз послушали, так вот как-то засомневались. Он говорит: «Давайте я вам ещё вот это прочитаю». И в конце концов, видимо из-за этой его настойчивости его взяли в этот дикторский коллектив».
Пятьдесят пять лет Жаров был желанным гостем в каждом доме, где был радиоприемник.
« — Я волнуюсь. Честное слово. Такое волнение иной раз. Особенно перед чтением новостей. А с другой стороны — не было б волнения тогда и делать нечего мне было б тут…».
Сейчас в студии краевого радио — очередной эфир. Теперь уже без Анатолия Евгеньевича. Остался незавершённым его любимый проект — литературная страница, посвящённая писателям-дальневосточникам. Последняя запись — за три дня до ухода из жизни.
Александр Дорошенко, режиссёр радио ГТРК «Дальневосточная»: «Записи черновые у нас остались… А «чистый» вариант уже не получился для эфира. Не сделали…».