Территорию памятника природы преобразят с учётом мнений жителей Хабаровска. Чтобы узнать, каким быть питомнику, социологи опросили более тысячи жителей близлежащих микрорайонов.
Михаил Неверов судьбу питомника принимает близко к сердцу — живёт поблизости и старается по мере сил следить за порядком. Сокрушается, что в нынешнем году не обустроили каток на пруду — слишком много снега. Зато удались тропинки для любителей скандинавской ходьбы. А вот летом природный парк превращается в непроходимый лес.
«Всё хуже и хуже становится. Деревья прямо падают — их же очищать, в общем-то, надо».
Больная тема для тех, кто живёт рядом с питомником Лукашова — несанкционированные свалки.
Куча строительного мусора пополняется практически ежедневно. И это только видимая его часть. Всё остальное — а это очень много, практически вся эта площадь — скрыто под снегом
На 163 гектарах — 7 рукотворных прудов, произрастают уникальные сорта груш, названные в честь основателя питомника Артемия Лукашова. Здесь учёный-селекционер обрёл и своё последнее пристанище. Местные жители хотят, чтобы этот природный парк наконец обрёл достойный вид и стал «магнитом» для жителей и гостей Хабаровска.
«Я бы хотел, чтобы озера были углублены, чтобы они не превращались в болота. Каждому надо выделить свой кусочек земли. Люди приходят отдыхать в выходные дни. Кто-то жарит шашлыки, кто-то просто сидит».
По поручению главы региона, сейчас готовится тех.задание для будущего проекта территории.
Валентина Филоненко, заместитель министра экономического развития Хабаровского края: «Активно мы начали реализовывать этот проект уже в 2021 году. В апреле прошлого года мы провели там очень масштабный субботник, вывезли шесть самосвалов мусора. Оценили ту ситуацию, которая там сложилась».
Все мнения и предложения хабаровчан обсудят во время большой встречи с участием урбанистов, бизнеса и власти.
Софья Лисеенко, специалист отдела социального проектирования Дальневосточной архитектурной компании: «Мы хотим предоставить им возможность свободной коммуникации. Как правило, это те группы людей, которые между собой не всегда контактируют свободно и иногда в принципе не пересекаются».
Архитектор Светлана Садовникова разработала проект, который, по её мнению, идеально впишется в ландшафт и не потребует масштабных преобразований. Мегалитический комплекс психологической разгрузки — сад камней. Там будут даже участки для медитации.
Светлана Садовникова, архитектор Дальневосточной архитектурной компании: «Например, лабиринт желаний предлагает такую игру — дойди до центра лабиринта и загадай желание, а когда идёшь обратно, представляй, как оно сбывается».
В проектах — скалодромы, верёвочные дорожки, фотозоны и креативные объекты. Сейчас специалисты определяются с так называемыми «входными точками» и коммунальной инфраструктурой.