Сотрудники администрации Хабаровского района приступили к консервации домов, школы и объектов ЖКХ. Все здания в бывшем военном гарнизоне после наводнений 2013-го и 2019-го годов признали непригодными для проживания. Жилищные сертификаты получили 92 семьи, но до сих пор некоторые отказываются переезжать.
Четырехэтажки — под замок! Доступ в подвалы, на крыши, в подъезды для посторонних закрывают навсегда.
Павел Лавриненко, заместитель председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района: Есть вероятность, что начнут квартиры занимать, и уже есть такие прецеденты — переезжают из одной в другую квартиру, не знаем, как с ними бороться, как выселять.
Когда укрепрайон признали непригодным для проживания, семьи, у которых с документами на собственность было всё в порядке, получили жилищные сертификаты. Ровно год отводился островитянам, чтобы их обналичить, купить себе новые квадратные метры и до 1 июня съехать.
Кирилл Панфилов, старший инспектор жилищного отдела Хабаровского муниципального района: В целях ограничения допуска сюда и недопущения мародерства имущества, которое здесь осталось, закрытие дверей, подвалов происходит, потом уже будем заколачивать окна, чтобы полностью исключить проникновение в жилищные помещения.
Но четыре семьи держат оборону. Их называют спорными. Пытаются через суд отстоять право на жилищный сертификат. Мария Хижнякова купила квартиру здесь в 2019-м, когда уже был запущен процесс признания острова непригодным.
Мария Хижнякова, жительница о. Большой Уссурийский: Меня интересует вопрос, почему наши вышестоящие органы не передали дальше, чтобы сделок купли-продажи, дарения не было сделок с квартирами. Нам сказали, что вы купили квартиру после наводнения с целью махинации.
Юлия Сидорова многодетная мать в квартире только прописана, собственник — бывший муж. Он сертификат получил, ей и детям в таком праве отказано. В администрации района предлагают переселиться во временное жилье по коммерческому найму. Женщина думает.
— С детьми проживать в аварийных домах не есть правильно. Если вы примете решение, то мы проезжаем по населенным пунктам, вы смотрите, вот такие жилое помещение подходит мне, и мы организуем вам переезд, предоставляем грузчиков, транспорт.
А пока «спорщики» живут, судятся и не решаются на переезд в маневренный фонд, власти не имеют права отключить воду, электричество и тепло. И районный бюджет вынужден всё это оплачивать. Только обогрев одной четырехэтажки, где живёт всего одна семья, обходится в два миллиона рублей в месяц.
Анатолий Стайнов, директор МУП «Осиновореченское»: Электричество крутится, канализация, воду люди берут, но никто не платит, потому что они переселенцы. 12.16 Отключать будем только тогда, когда выселится последний житель.
Власти рассчитывают, что удастся обо всем договориться в ближайшие время. И тогда бывший военный гарнизон будет полностью закрыт, укрепрайон законсервируют до принятия решения о его дальнейшей судьбе.