Андрей Барсуков ульи из омшаника выносит с неохотой . Зиму из 5 пчелиных семей пережила всего одна. Чтобы бизнес не пошел под откос — насекомых придется докупать. Потери случались и раньше, но такого мора еще не было.
Андрей Барсуков, пчеловод
— Пчелы тропой ползут и дохнут! Они могут тебя жалить. Потому что они идут, ну, умирать!
При детальном рассмотрении пчеловод с семилетним стажем на глаз определяет самую очевидную причину массовой гибели — нозематоз. Заболевание зрелых маток и трутней разрушает внутренние органы. Финал бессимптомного недуга один — летальный исход.
— Кишечное вирусное заболевание, которое развивается внутри кишечника самой пчелы.
с.Капитоновка, Вяземский район
На юге края тоже хватаются за головы. На пасеке, в селе Капитоновка, 30 ульев обычно уже в это время кишат трудолюбимыми насекомыми. Но эту весну пчеловоды встречают настороженно: не досчитались 5-ти семей полосатых тружеников.
Бить тревогу пасечники по всей стране начали в первой декаде марта. К примеру, в Пермском крае смертность насекомых составила — 100 процентов. Там пеняют на активность клещей и ранние осенние заморозки. Хотя ученые говорят и о более глобальных причинах.
Николай Иванов, профессор ТОГУ, эксперт в области пчеловодства
— Некоторые ученые связывают это с действием ионного излучения. С действием тех же сотовых аппаратов. Когда пчелка, допустим, вылетает из улика, она попадает под это излучение и теряется.
Николай Алексеевич и сам держит пасеку. Утверждает, о эпидемии говорить пока рано. А вот о правильном уходе за пчелами давно пора. Высокая смертность — показатель нарушения технологий. Вторят эксперту и предприниматели. Ложкой дегтя в бочке меда все чаще служат лекарственные препараты сомнительного происхождения.
Александр Журавлёв, зам.директора производственного предприятия
— На рынке есть предложения китайских препаратов по борьбе с заболеваниями пчел. Но никто еще не может дать гарантию, что они соответствуют всем требованиям безопасности.
Массовая гибель пчел сравнима с экологической катастрофой. Она скажется не только на кошельке потребителей: цены явно поднимутся в разы. Но что самое тревожное- на урожайности сельхозкультур: ведь опылять, к примеру, поля подсолнечника или бахчевых, сады, грядки с овощами и ягодой попросту будет некому.
Мёд в Хабаровске пользуется большим спросом. И цены на него от сезона к сезону растут.
— Еще четыре года назад например, литр цветочного мёда стоил от 250 до 300 рублей
— В 2015 — уже на сто рублей больше.
— В минувшем году ценник вырос до 500 рублей.
— Прогноз на этот сезон сейчас дать никто не решится.