Историей айнов кандидат наук Марина Осипова занимается вот уже пятнадцать лет. И эта выставка — воплощение ее давней мечты рассказать на примере уникальных экспонатов об одном из самых загадочных в мире этносов. Внешне его представители совершенно не похожи на других аборигенов Дальнего Востока.
— Лев Толстой, его фотография, фотография айна — одно лицо.
Их язык, который сейчас почти полностью забыт, по звучанию напоминал итальянский. Предметы обихода говорят о высоком уровне материальной культуры — экспонаты, представленные на выставке, собраны для кунсткамеры в XIX веке. Среди них вот такой неожиданный предмет — деревянная подушка.
— Она вот так складывается. Когда человек хочет лечь, то он раскладывает эту подушечку. Вот сюда кладет голову — специальная выемка для головы — очень удобная вещь.
И даже одежду айны умудрялись делать из дерева. Халат — из коллекции Гродековского соткан из лыка обычного вяза. Ну, облачением из рыбьей кожи у нас никого не удивишь. Чего не скажешь о поясе стыдливости. Такой был опять-таки только у айнов. В музее этот экспонат оказался скорее всего благодаря чуду.
— Женщина, выходя замуж, надевала этот пояс под свою одежду и не имела права снимать его. Ее даже хоронили с этим поясом. И муж не имел права видеть этот пояс. Это очень сакральная вещь.
Шкуру медведя на выставке предоставил музей Гродекова. Чтобы проиллюстрировать один из самых главных айнских обычаев. Который, кстати, у них заимствовали ульчи.
Марина Осипова, гл. научный сотрудник музея им. Гродекова
— Медведя маленького весной ловили, забирали у медведицы, выращивали дома как члена семьи, даже женщины выкармливали грудью маленького медвежонка.
Медведя, своего первопредка растили в семье до четырех лет. Потом в торжественной обстановке, украсив плетением из рисовой соломы и при большом скоплении народа, животное отправляли к верховному хозяину. Убивать старались очень быстро — жалели. Но ничего не поделаешь — таков обычай.
— Прямо падали на землю, валялись, по земле катались, плакали, прощаясь со своим первопредком.
В западной литературе айнов часто называют энигма — загадка.
Во времена СССР о них даже запрещали упоминать. В Японии, кстати, было тоже самое. На Хоккайдо проживает сейчас около 24-х тысяч представителей этого народа. На Камчатке — 94. На Сахалине — 900, но они называют себя японцами. В Хабаровском крае потомки айнов живут в Ульчском районе. Они, кстати, обещают приехать на открытие выставки.