ЕАО, Облученский район
Огромная дыра в сопке открывает путь в неизведанный подземный мир. Старый медведь словно проглатывает своих гостей. Эта пещера хорошо известна не только в Еврейской автономии, но и далеко за пределами региона. И манит в свои стены туристов из разных городов. В том числе и хабаровских. Очередная группа смельчаков решила проверить себя на прочность.
Михаил Гаврилов, житель г. Хабаровск
— Это азарт, адреналин. Пока впечатлений масса. Всем рекомендую поехать сюда, ощутить всю прелесть дальневосточной природы.
— Это первая пещера?
— Уже вторая. За сегодня. В жизни вторая такая пещера.
Пещера Старый медведь. Располагается на южных склонах Сутарского хребта в 33 километрах от поселка Биракан. В 325 километрах от Хабаровска. Название получила от первых туристов, нашедших внутри череп и останки медведя.
В логове косолапого застыли вековые льды. Температура в пещере круглый год (отрицательно) одинаковая.
Сергей Сенотрусов, руководитель клуба активного отдыха «Ветер перемен»
— Этому леднику уже много тысяч лет. В последнее время ледники в пещерах становится меньше — тают. Глобальное потепление климата. Спелеологи заметили — ледники в пещерах уменьшаются, высвобождается пространство. 30 лет назад ледники занимали места гораздо больше. Хорошо видно, как намерзал ледник — полосы, слои. Это по годам. Слой пыли, следующий слой. Слой пыли, еще слой.
Но эта прочность скользкая.
— Оп, держитесь. Непросто разойтись в пещере.
Туристы на летней резине кроссовок, словно во время гололеда пытаются балансировать в узком проходе извивающегося спуска. Он ведет к следующим залам. Попасть в них можно только через узкую расщелину.
— Да вроде ничего.
— С его комплекцией… переживаю. Я раза в два крупнее буду.
Напряжение растет. Даже не верится, что в эту узкую расщелину может пролезть человек. В холодных каменных тисках практически невозможно пошевелиться. Но нужно двигаться. Наедине со своими страхами и острыми глыбами.
Нина Ефимова, корреспондент
— Когда ты зажат между скалами, учащается сердцебиение, становится очень страшно, кажется, что можешь застрять. И такие случаи были. Из-за паники. Главное — не делать резких движений и аккуратно сползать вниз.
— Куда дальше? Я сейчас упаду! Спасибо! Это страшно, если честно.
А дальше еще десятки метров вниз. Глубина пещеры больше девятиэтажного дома. Огромные залы манят и самых юных участников похода.
Екатерина Марьян, жительница г. Хабаровск
— Много всяких поворотов, ходов, камней. Чего бояться — ничего тут такого нет страшного.
— А как же мыши?
— Они ж такие миленькие, пушистенькие.
Хозяева каменных апартаментов вопреки навеянному образу из фильмов ужасов, совсем не похожи на кровожадных монстров. Сотни летучих мышей на стенах мирно спят. В недрах земли таинственная тишина и неизвестность. Это и тянет экстремалов в царство тьмы и заставляет открывать для себя новые пещеры.
Сергей Коновалов, житель г. Хабаровск
— Стерегущее копье в районе Сомбали. Много ходов. Несколько километров. Шкурники еще хуже. В каске голова не пролазила.
— В чем же прелесть?
— Хочется. Преодоление себя. Страхов.
«Шкурником» или «шкуродером» туристы в шутку называют те самые узкие расщелины.
Тамара Тумашова, жительница г. Хабаровск
— Нет слов. Ощущения, что ты становишься с каждой минутой все сильнее. Ты погрузился во что-то необычное и стал сильнее.
Испытание не для каждого. Но именно так раскрываются краски тусклого бессолнечного мира. Другого… С пронзающей тишиной и вековыми тайнами подземелья.
Снять напряжение можно на обратном пути. Остановиться в Кульдуре. Прямо посреди санаторной зоны поселка установлены ванны. На лоне природе в мороз быстро можно согреться в практически кипящих целебных водах. Восстановить силы и даже оздоровиться.