Этот промышленный пейзаж — источник проблем целого микрорайона. Каждый раз, проезжая мимо нагромождения труб, хабаровчане уже по привычке зажимают нос. Не спасают даже стёкла в транспорте.
— От 38-ой отъезжаешь, как вот эту яму — овражек проезжаешь, так полный вагон газа.
В показаниях жители Кировского и Железнодорожного районов расходятся. Кто-то узнаёт в витающем в воздухе аромате меркоптаны, другие — сероводород. В краевом отделении народного фронта из-за наплыва тревожных звонков создали группу общественного мониторинга.
Владимир Сидоров, руководитель группы общественного мониторинга по вопросам экологии Хабаровского регионального отделения ОНФ
— Начиная с июля месяца, на горячую линию нашей организации поступают жалобы жителей кировского, железнодорожного районов нашего города. Запах, который жителям доставляют дискомфорт, на сегодняшний день характеризуется как запах газо и нефтепродуктов.
Горожане практически единогласно заявляют — душок от Хабаровского НПЗ. Но первый же замер воздуха ставит экологов в тупик.
— На территории завода показатель 0,2 частиц на миллион. Фактически это показатель чистого горного воздуха.
И это несмотря на висящий над городом дым. При этом, даже сотрудники завода соглашаются — переработка нефти не происходит без последствий, над территорией действительно висит облако специфичного запаха. Чтобы контролировать ситуацию, здесь установили 12 приборов, которыми с определенной периодичностью берут пробы, но превышение ПДК ни разу не фиксировалось.
Дмитрий Калинин, начальник управления охраны труда, промышленной и экологической безопасности АО «ННК», г. Москва
— Даже когда вы приезжаете на конфетную фабрику, там тоже пахнет. Соответственно, мы говорим о концентрации в рабочей зоне. Это совсем другие показатели, они отличаются от концентрации, которая у нас установлена на границе санитарно-защитной зоны, т.е. на границе с жилым фондом.
Тем не менее, прокуратура, которая проводила на заводе проверки несколько месяцев, нашла основания, чтобы выписать предприятию многомиллионные штрафы.
Сергей Скуридин, генеральный директор Хабаровского НПЗ
— Там было 2 замечания. Мы пошли навстречу прокуратуре и населению, дополнительно установили датчики на определение предельно допустимой взрывной концентрации.
Впрочем, меры прокурорского реагирования могут затронуть и всю промышленную площадку за пределами завода.
Янина Богданова, корреспондент
— В этой промзоне, помимо Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, есть еще несколько возможных источников запаха. Вот там за забором Хабаровсккрайгаз, чуть дальше частная маленькая заправка, которая поставляет баллоны с газом населению. А также здесь есть вагонное депо.
Эти предприятия следующими подвергнутся проверке экологов и общероссийского народного фронта.