— Покажите, я хочу посмотреть ваши документы.
— Смотрите из рук.
— Так, свалили отсюда, быстро! Я сейчас вызываю милицию!
Рыбное место! Даже не опасаясь, что полицейские «заинтересуются» нелегальной кетой, продавец пытается прогнать нашу съемочную группу со стихийного рынка. Здесь — в поселке имени Горького браконьерская — даже непотрошеная с икрой — торгуется по 160 рублей за килограмм. Горбуша — по 140. Правда, клюют на неё с переменным успехом.
— Можно вас спросить, вы хоть раз здесь отравились?
— Я никогда её не беру.
— Почему не берете?
— А я боюсь.
— Но они ни разу не отравились здесь рыбой.
И закуривая у хвоста, торговцы возвращаются к «обряду очищения» — обмахивая ветками и поливая водой, тщетно пытаются отбить улов у мух. C утра рыба тухнет при 24-х градусах по Цельсию, притом, что охлажденную необходимо хранить при минус 4.
— Смотрите. Потрогайте, потрогайте. Горячая? Холодная рыба!
— А то, что она не в холодильнике сейчас?
— Да мы её только привезли.
Такая копченая поневоле — и не прошедшая санитарно-ветеринарную экспертизу рыба — как предупреждают специалисты — чревата тяжелыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Среди них лептоспироз и сальмонеллез. Привносят заразы и насекомые.
Сергей Олесик, начальник отдела государственного ветеринарного надзора управления ветеринарии по Хабаровскому краю
— Неизвестно, где до этого муха сидела, потом села на эту рыбу и что она на своих лапках принесла, вплоть до чумы, холеры. Какой-нибудь калистракоз — самое опасное. Он в мышцах, в желудке, в кишечнике.
Торговых гаваней, где хвост — главный документ, в краевой столице более полусотни. Точного подсчета никто не ведет. Но в Роспотребнадзор по поводу опасных развалов за последние дни обратились десятки хабаровчан
Кирилл Рогачёв, корреспондент
— Некоторые стихийные торговцы, как, например, этот — весьма мобильны. Торгуют прямо с колёс и в любой момент, если им начинают задавать неудобные вопросы — готовы ретироваться. Чтобы минут через десять появиться уже на другой остановке.
А потому в пик лова летней краснорыбицы и в осенний сезон инспекторы Роспотребнадзора и врачи не исключают вспышек острых пищевых отравлений.