Второе чтение закона о монетизации льгот начинается с выступления приглашенного спикера — министра соцзащиты населения края. Результаты проведенных его ведомством опросов показали — более семидесяти процентов льготников региона — это двести тысяч человек, поддерживают замену единого проездного билета на деньги.
Николай Цилюрик, министр социальной защиты населения Хабаровского края
— Единый проездной билет покупает только тридцать три процента льготников. Это в основном работающие граждане, а также дачники.
В первую очередь, денежные компенсации выгодны жителям населенных пунктов, в которых никогда не было общественного транспорта. Это самый север края — Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, Охотский районы. Даже в Комсомольском, треть сёл — на левом берегу Амура, где об автобусах и не слышали. Местные жители передвигаются на лодках, а для этого проездные не требуются.
Александр Коломыцев, глава Комсомольского района
— Льготами пользуются девять процентов. Остальные — больше девяноста, льгот этих не видит и не пользуется.
Размер денежных компенсаций, в соответствии с законопроектом, варьируется от трёхсот десяти — для пенсионеров, до четырёхсот сорока рублей в месяц — для тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных. Для тех, кто в муниципальном транспорте не ездит — это плюс четыре-пять тысяч в год. Но, как заявляют депутаты оппозиции — для жителей крупных городов это обернется убытками.
Виктор Постников, депутат Законодательной думы Хабаровского края
— Льгота на проезд — она на проезд! Это не просто подачка кому-то там дополнительно триста рублей. И самое интересное получается, что мы отнимаем право на неограниченные поездки у одних, а за этот счет добавляем другим.
На втором чтении присутствуют и хабаровские пенсионеры. Их вердикт непреклонен.
— Если вы сейчас уберете льготы на проезд, вы этих людей просто определите под домашний арест.
Однако депутаты парируют — все категории льготников должны быть равны, вне зависимости от прописки. Плюс, если закон не принять — в скором времени муниципальные перевозчики не смогут работать — те суммы компенсаций, которые они получили ранее, покрывали лишь половину расходов. И теперь компании на грани банкротства.
Юрий Матвеев, депутат Законодательной думы Хабаровского края
— Его надо было спасать десять лет назад, пятнадцать лет назад, а сегодня эта проблема обострилась донельзя. И только вот наше введение поможет транспорту вставать на ноги.
А потому, отклонив поправки об увеличении компенсаций, депутаты тут же перешли к третьему чтению проекта. Закон о монетизации принят, двадцать пять — за, шесть — против, и вступит в силу первого ноября.