село Верхняя Эконь, Комсомольский район
В Верхней Экони гостей из Китая и Японии встречают по старинному нанайскому обычаю. В национальном селе с вековой историей этническим инструментам ритмично вторят щелчки затворов.
Гостей провожают в этнографический музей. В Экони он уникальный: в школьном кабинете — предметы быта коренных жителей, атрибутика здешнего шамана и вся история освоения Приамурья, как на ладони.
Нашлись и вовсе неожиданные экспонаты, как вот эта китайская швейная машинка. В руках земляка раритет оживает.
— Оооо! Вот как делали хорошо! В шестидесятом году сделали, да?
— Когда выйти замуж, родители невесты подарить ей такую, чтобы она ее взяла с собой, когда пойдёт замуж!
Сюань Яньжу, директор турфирмы г. Суйфэньхэ
— Это удивительно: такое маленькое помещение и такое обилие информации! Шаманы, обряды, ритуальные предметы. Я восхищена!
Но главный сюрприз ждёт иностранцев на берегу Амура.
Людмила Смирнова, корреспондент
— Здесь, у самой кромки воды, бойко идет торговля. Продают свежепойманную кету. Для большинства жителей сёл среднего Амура она по-прежнему составляет основу пропитания и заработка. Но нашим гостям не предложат купить рыбу. Они будут ловить ее сами.
Нанайский обряд:
— О, боги неба, дайте нам удачи и счастья!
Местные объясняют: после этого обряда будет хороший клёв. И вот уже Фэй Гуанлинь — сотрудник турфирмы в Шеньяне — возвращается с уловом. Говорит, такой опыт впервые.
Фэй Гуанлинь, заместитель директора туристической фирмы, г. Шэньян
— Я в Китае только на удочку рыбачил. Сегодня вот тянул сеть. Даже не знаю, как мне это удалось…
Ой! Очень тяжелая!
Но мало поймать — рыбу нужно еще и приготовить. Нанайские мастера показывают, как это делается. Впрочем, удивляют и иностранцы: пробуют икру сырой.
— Оу! Вот это да. Зачем же её готовить? По-моему, и так вкусно!
Гости сетуют: как мало они знали о Дальнем Востоке России.
Туроператоры заключают: Комсомольск-на-Амуре, который долгие годы за границей считали закрытым, может дать новый, пятизвёздочный пакетный тур: промышленность — история — этнография. Но инфраструктурную платформу в России нужно развивать — и, возможно, это вопрос зарубежных инвестиций.