Телефон редакции (4212) 42-64-26
Мессенджер редакции «Вести-Хабаровск» +7-909-844-26-26

Реставратор Шахназар Шахназаров

Из бесформенного глиняного кома рождается новая форма. Каждая следующая его работа — продолжение предыдущей. Так говорит мастер. Но не все так просто. Шахназар Шахназаров в гончарном деле — приверженец традиций. Недаром он реставратор по керамике в археологическом музее. Здесь, в мастерской у него есть возможность творить, вдохновляясь тысячелетней мудростью предков.

Шахназар Шахназаров — один из участников масштабной выставки декоративно-прикладного искусства, которая готовится к открытию в ДВХМ

Шахназар Шахназаров, член Союза художников

— Лучше чем классические формы, существующие формы ничего не придумаешь. Потому что они веками уже остановились в том виде, в тех пропорциях. Новое там что-либо делать — это только нарушить их функциональность.

Шахназаров уверен — глина субстанция живая. Она чувствует настроение — может сопротивляться, если у мастера на душе неспокойно. Однако гончарный круг — отличное средство для борьбы с депрессией. Ведь ее побеждают делом. Если форма — дань традиции, то орнамент — вольная импровизация — символы можно расположить так, что получится самый настоящий рассказ. Как на уже готовой вазе. Из элементов декора 15-тысячелетней вознесенской керамики, мастер комбинирует свои сочетания и свои смыслы. Спирали — символ стремительных поворотов жизни, который складываются в узор, видимый только на расстоянии.

— Я в 84 году приехал в Хабаровск. На ударную стройку на домостроительный комбинат, тут в Северном микрорайоне, в Южном микрорайоне многие дома с моим участием построены.

Потом было училище искусств, и худграф педагогического института. Работал на керамическом заводе. На Дальнем Востоке он уже больше тридцати лет.

— Это маслобойка. Форма кавказская. Я представитель малых народностей, ханалык. Я всегда видел такие формы, где масло сбивали. Все вот эти моменты они функциональны. Тут одна ручка. Форма кавказская, а решение — дальневосточное.

Из детства и яркость его живописных работ — они напоминают азербайджанские ковры. И названия под стать колориту — бурные воспоминания безмятежного духа. Вот в этом весь Шахназаров. Кипящий темперамент в сочетании с твердой рукой.

Еще одной работой своей он гордится — вазой с рябиновой гроздью из цельного ствола тополя.

— Это где я живу, повалило тополь ветром. Но мне жалко стало. Из этого тополя сделал, кстати, вот ваза и вот этот ковш.

Шов, хоть и декоративный, но сделан по-настоящему. Материал — особо обработанный корень тростника. Как на этой тарелке. Эмаль по керамике — авторская техника. Шов соединяет традиции и новаторство. Каждый стежок — как усилие, чтобы сохранить эту невидимую связь.

— В искусстве мы забываемся. От всяких проблем. И люди, приобщившись к этому делу, думаю, тоже забудутся. Больше добрых дел и меньше войн. Вот так.