Выставка «Мир удехэ глазами Арсеньева»
Проводники в иные миры и помощники в излечении. В неказистых на первый взгляд фигурках, напоминающих животных и людей на самом деле заключено, то, без чего не может существовать ни один этнос. Это, если хотите, настоящие символы веры. Благодаря которой, коренные народы Приамурья не только сохранили свою уникальность, но и просто выжили. «Мир удэхэ глазами Арсеньева» — так назвали выставку из собрания Русского этнографического музея.
90 экспонатов привезли в Гродековский из Санкт-Петербурга, куда в начале 20 века их отправил легендарный путешественник. Этнографией он увлекся будучи военным разведчиком. Во время экспедиций по горам и предгорьям Сихоте-Алиня когда Владимир Клавдиевич не раз бывал на краю гибели — спасали его удэгейцы. Так и началась дружба, благодаря которой Арсеньеву удалось собрать уникальную коллекцию.
Валентина Горбачёва, к.и.н., куратор выставки «Мир удехэ глазами Арсеньева»
«Культовые вещи они никогда не отдаются просто так, потому что это связано с жизнью. Конкретно через сакральную сферу вот это жизнь населения от нее зависит. И настолько он вошел в культуру, в доверие населения, что ему вот эти предметы отдавали»
Гордость музея имени Гродекова — единственный, на сегодняшний день в мире, шаманский комплекс Мангни — его Арсеньев оставил в Хабаровске. А в Санкт-Петербурге хранится вот этот пояс. Шаманы надевали его, призывая на помощь многочисленных духов верхнего и нижнего мира. Есть на выставке маска, которую мог носить только специальный шаман — проводник мертвых. Деревянные сэвохи в меховых шкурках — для облегчения в болезнях.
«Посох шамана. Вот здесь вот фигурка ясновидящего, который видит это. Посох шаман, с которым выполнял обрядовые действия камлания, и вот это изображение оно помогало шаману в его путешествии по мирам»
Сакральность пронизывала все сферы жизни древнейших народов. Бытовые предметы обязательно оснащались магическими деталями. Например, вот эта берестяная емкость для ложек.
«Подвески из косточек от пениса медведя. Медведь считался предком, его, когда убивали, то мясо могли употреблять в пищу только мужчины. И по преданию женщина не имела права прикасаться к мясу медведя. Чтобы в семье были дети, косточки привязывали к сосудам, в которых хранились ложки, и в этой семье всегда было благополучное деторождение»
Халаты с изображением духов-покровителей рода, домашняя утварь с орнаментом-оберегом. Духи-помощники в виде зооморфных и антропомофрных фигур, охотничье снаряжение — каждый экспонат своей коллекции Арсеньев подробно описывал. Каллиграфическим почерком. Как будто знал, что всего через 100 лет после его экспедиций культуру его спасителей придется восстанавливать по крупицам.