Телефон редакции (4212) 42-64-26
WhatsApp редакции «Вести-Хабаровск» +7-909-844-26-26

Выставка из наследия Г. Пермякова «Пять лет с императором»

Пять лет с императором. Так называется выставка, которую готовят к открытию в арт-подвальчике. Это наследие Георгия Пермякова — писателя и востоковеда, легендарного переводчика, который с 1945 по 50-й год работал с последним представителем китайской династии Цин — Айсигоро Пу И. В хабаровском лагере для японских военнопленных. Императора и переводчика связывали и общие интересы — оба любили этнографию и неплохо рисовали.

Благодаря их стараниям получилась китайская грамота в картинках — методический материал для изучения языка и культуры Поднебесной. Рисунки уже почти десять лет, которые прошли после смерти Георгия Георгиевича бережно хранит его дочь, Алла Пермякова.

Выставка из наследия Георгия Пермякова «Пять лет с императором» открывается в арт-подвальчике краевого Фонда культуры

«Например, почему у женщины на большом пальце левой руки нефритовый перстень. Все это вот тут объясняется, расписывается. Это вот китайская парикмахерская. Брадобрей, да»

Хранит Алла Георгиевна и другую реликвию — очерки по истории Китая, написанные и проиллюстрированные рукой Айсигоро Пу И. Император был не только блестяще образованным человеком, но и не чужд творчеству. Умел складывать изображения из иероглифов — ваза, бегущий человек, чайник, зонтик — перевод фраз-картинок сделал уже отдельно Георгий Георгиевич. Как и стихотворения на память на красном веере — написанное во время Токийского процесса, где в августе 46-го Пу И дал показания против Японии.

В милом дворике нет полуночи

Луна ясна и глядит в окно юга

Два друга у лампы, сердца их чисты

А дружба их долга.

31 июня 1950 года император подарил Пермякову свои швейцарские часы. В тот день Пу И узнал о том, что советское правительство депортирует его в Китай к очень враждебно настроенному Мао и раздал все, что у него было, не надеясь остаться в живых.

«Папа много лет носил эти часы, и ремешок уже пришел в негодность, поэтому ремешок уже новый, ремешок заменен. А часы вот, те же самые»

Судьба Пу И в итоге сложилась вполне благополучно. А Георгий Пермяков, обладая масштабом личности эпохи возрождения и интересуясь многими сферами жизни, прибавил к своей славе непревзойденного специалиста по восточным языкам, славу краеведа и писателя. Его повести изданы под псевдонимом Георгий Ланин. Львиную часть квартиры Пермяковых в обычной пятиэтажке до сих пор занимает его огромный рабочий стол.

«Этот большой стол он всегда был завален кипами бумаг. То есть казалось, что тут беспорядок, но на самом деле отец всегда знал, где какая бумага лежит, где какая папка, где какая тема. Потому что он сразу занимался несколькими вопросами. Он не мог заниматься чем-то одним, у него всегда было параллельно несколько дел, и у него был свой тут порядок»

Несмотря на то, что во время войны его переводы попадали на стол лично к Сталину, о советской власти Георгий Георгиевич остался весьма невысокого мнения.

Он переписывался с Иваном Ефремовым, общался с академиком Окладниковым и дружил с Всеволодом Сысоевым. Но слыл человеком с очень сложным характером.

«При его жизни я так много слышала о нем и знала, что… он был для меня недосягаемым человеком во всех отношениях… Но так и не пришлось»

Это первая выставка, посвященная нашему земляку Георгию Пермякову, она отражает только одну из многочисленных граней его деятельности. И нас ждет еще много открытий. Когда наследники приведут в порядок его огромный архив.