Работы ведутся под куполом одного из самых высоких храмов России. Стены прихода со дня освящения церкви – а прошло уже более 20 лет – до сих пор оставались чистыми. И сейчас художники нанесут на них рекордное количество библейских сюжетов. Репортаж Анны Леоновой.
« — Вот эта буква «К» лишняя, надо вот это «Олег» закрасить, ну много фона будет, можно обыграть, буква «Л» заужена».
«Летучка» на высоте 80 метров – под куполом Спасо-Преображенского иконописцы вновь и вновь обсуждают будущий облик пока ещё белоснежных стен одного из самых высоких храмов России. И на масштабный, а по сути – уникальный проект Хабаровской епархии съезжаются художники со всей страны.
Александр, иконописец: «Работаем тут в экстремальных условиях, как альпинисты и скалолазы. Как в песне Высоцкого – хочешь испытать друга, то возьми его в горы. И вот, когда мы приступаем к работе, особенно если новый храм, новые леса – приходится привыкать к новому месту и друг друга подбадривать, стараемся, чтобы коллектив не менялся наш».
Мастерами руководит известный в стране художник Александр Чалдин. Под роспись Спасо-Преображенского собора, растянется которая предварительно не менее чем на три года, столичную «прописку» сменил на хабаровскую и даже перевёз семью. Но скромно, по православному, «уникальным» этот иконописный проект не называет. Хотя, на самом деле, роспись таких монументальных храмов можно пересчитать по пальцам.
Александр Чалдин, художественный руководитель проекта: «Проекты росписи существуют уже более 2 тысяч лет, с нашей стороны никаких нововведений нет. Но впечатление будет такое сногсшибательное, мы надеемся, у меня в голове эта мысль – мы тут как в муравейнике, очень много разных работ».
Начинают иконописцы двигаться сверху вниз – от купола к паперти, и это та самая православная классика в сюжетах: от потолка наносить изображения всех христианских праздников от Рождества Христова, Пасхи до Сретения Господня.
Александр, иконописец: «Когда ты начинаешь с чистого листа, ты чувствуешь, что сейчас многое зависит от тебя – насколько изображение будет качественным, насколько изображение будет гармоничным, смотреться не только завтра, но и через века. Люди будут смотреть на твои изображения и приходить к Богу».
И чистый лист – белоснежная стена собора – начинает наполняться смыслом. Рекордное количество, сто ростовых фигур святых от Серафима Саровского до Иоанна Кронштадтского выпишут иконописцы. Семья Романовых, копии храмов Хабаровска – сам Спасо-Преображенский, самая старая церковь города Иннокентия Иркутского, появятся и лики только что канонизированных дальневосточных святителей.
Александр Чалдин, художественный руководитель проекта: «Фигуры большие. Если бы были маленькие, как в других, не таких объёмных храмах, их было бы огромное количество, а так как архитектура большая, то и фигуры большие, и площади большие, расстояние от зрителя до верха огромное и, чтобы создать молитвенный образ, и чтобы воздействовал на человека, который приходит молиться, фигуры должны быть соразмерны площади, фигуры на колоннах – 3 метра 60 см».
Расписывать храм будут до 2028 года. Но впервые на это время собор не закрывают, установленные «леса» и иконописцы-«альпинисты» мешать службам не будут.