Участник спецоперации Илья Бурчёнков нарисовал бойцов за работой и то, как на освобождённых территориях пускает корни мирная жизнь. Судьба художника – и уроки истории, которые нельзя забывать – в материале Людмилы Смирновой.
Для школьников Комсомольска – урок, каких ещё не было. События спецоперации – от первого лица. Полуразрушенная деревня, в ней – опорный пункт. Постоянные обстрелы. И в самом центре – островок мира.
Илья Бурчёнков, художник, участник спецоперации: «Я как-то раз заметил – а туда аисты прилетели. Они там просто сделали себе гнездо! Это же символ семьи, символ мира! Очень такая дуалистичная интересная картина. Позиция, деревня разрушенная, и над всем этим – гнездо».
Илья – из Амурской области. С 2022 года – участник спецоперации. Километры военных дорог. Курск, Херсон, Запорожье. Полевые зарисовки, родившиеся в моменте. Вот – котёнок играет с масксетью – у него детство. И бойцы невольно тянутся за бескорыстной, пушистой лаской.
« — И вот они – они же вообще гиперчувствительные, они это всё понимают – собаки, коты. Ну вот – боец с котёнком.
— Тоже кто-то конкретный?
— Да, конкретный. Но… он погиб»
Илья и сам был тяжело ранен. Потерял ногу, частично зрение. Лишь через месяц снова смог взять в руки карандаш – стал сохранять память о событиях и людях, которые знают, как пахнет порох. В школе сегодня оцифровано около 80 работ художника: выставку будут постоянно обновлять – и передадут в другие опорные школы федерального проекта «Без срока давности».
Любовь Гончарова, учитель школы № 23, руководитель проекта: «Безусловно, в такое время им нужно знать и помнить своих героев, знать их в лицо и знать, через что эти люди проходят. И вот, как раз эти рисунки отражают наиболее ярко, что видит солдат в зоне боевых действий».
Илья Бурчёнков, художник, участник спецоперации: «Это как бы ни звучало пафосно, но это вопрос нашего выживания, просто потому что, когда мы начинаем забывать уроки истории, нам напоминают про них – причём, очень жёстко. Вот эта вся ситуация – и наши невыученные уроки, и наших оппонентов».
Нет срока давности и у этих свидетельств истории. Музей школы №23 «Ступени памяти» недавно получил отдельное двухэтажное здание. Сегодня здесь – бойцы спецоперации и родители героев. Со старой патефонной пластинки звучит знаменитое «Танго расставания» – или «Утомлённое солнце».
Алексей Козлита, старший экскурсовод военно-исторического центра «Ступени памяти»: «Но есть у этой мелодии ещё третье название, «Танго смерти». В концлагере вблизи города Львова немцами из числа заключённых был создан оркестр, который играл вот эту мелодию во время массовых казней, чтобы заглушить крики убиваемых людей. У немногих уцелевших узников концлагеря даже отдельные такты этой мелодии вызывали приступ чудовищной паники. В 1944 году при приближении войск Красной армии, все музыканты этого оркестра немцами были расстреляны».
События тех лет и сегодня во многом повторяются, как на старой пластинке.
« — Илья, видел фашизм в лицо?
Илья Бурчёнков, художник, участник спецоперации: «Конечно, да. Мы видели это в курских селах. Это война идеологическая прежде всего. Нам её ни в коем случае нельзя проиграть. Как этого достичь? Да просто историю изучать, почаще по таким местам ходить, читать стихи, читать классику».
Здесь – обстановка 21 июня 1941 года. Часы отсчитывают последние минуты мирной жизни. И – копия Знамени Победы. В рядах наследницы этой дивизии служил комсомольчанин – Герой России Евгений Ян, сегодня здесь его родные. Появятся и картины Ильи Бурчёнкова – свидетельства новейшей истории, частью которой он уже стал.