На Байкало-Амурской магистрали продолжают открывать новые двупутные вставки, позволяющие поездам беспрепятственно двигаться в обоих направлениях. Следить за тем, чтобы это движение было бесперебойным, помогают интеллектуальные системы: комплекс бортовых датчиков непрерывно считывает и передают информацию, что сокращает время обслуживания машин. Как работает пит-стоп железных большегрузов, увидела Людмила Смирнова.
7100 тонн – груз, который трудно даже представить – везёт за собой самый мощный локомотив в стране. Он сконструирован брянскими инженерами специально для сложных условий БАМа.
Каждую минуту, нон-стоп, ключевые параметры систем и узлов исполинской машины считывает умная автоматика.
Современный локомотив, оснащённый датчиками и микропроцессорными системами управления, ежемесячно передаёт до 1 терабайта данных. Анализировать огромный поток информации помогает искусственный интеллект, чтобы реальный специалист мог не только оперативно выявить неисправности, но и спрогнозировать их – причём, в среднем за месяц до их возникновения!
Сегодня парк ДВЖД насчитывает 112 таких машин и ещё 57 – умных двухсекционных. На интерактивной карте виден каждый.
Юрий Семыкин, ведущий инженер сервисного локомотивного депо «Амурское»: «Мы уже видим дистанционно его техническое состояние и на основании этого анализируем, что нам необходимо – заменить либо исправить для того, чтобы локомотив скорейшим образом вышел на линию и смог перевезти необходимый груз – от производителей к покупателям».
Сейчас это – стратегическая задача: здесь, в Хабаровском крае находится выход к морским портам, где российские грузы уже ждут. Объем перевозок за неполный год на ДВЖД составил почти 225 млрд тонно-километров, и продолжает расти.
Поэтому, когда локомотив заходит на пит-стоп – для специалистов начинается обратный отсчёт. Но возможные неисправности видят ещё до прибытия в депо.
« — Мы здесь видим тревожные сообщения от локомотива – о проблемах с запуском двигателя на секции А».
Вот так данные со всех локомотивов России стекаются в единую систему, которая их дешифрует и интерпретирует. В сервисных депо «Локо-Теха» её развивают уже несколько лет, и постоянно совершенствуют, добавляя новые алгоритмы узлов и агрегатов.
Юрий Семыкин, ведущий инженер сервисного локомотивного депо «Амурское»: «В современном мире без такой системы уже не обойтись. В локомотиве 3ТЭ25К2М на одной секции только сразу фиксируется более 500 параметров с одной секции, а у нас на локомотиве их три. Поэтому 1500 параметров одновременно обработать реально только с помощью ПО – информационной системы, как «Умный локомотив»!».
Система буквально произвела революцию в техобслуживании больших машин: время диагностики сократилось с 2 часов до 5 минут.
« — Локомотив 0092 зайдёт на сервисное обслуживание в ближайшее время. Имеются замечания системы «Умный локомотив». Будем работать!».
В руках мастера Ильи Алабаева – можно сказать, медицинская карта пациента.
Илья Алабаев, старший мастер сервисного локомотивного депо ПТОЛ Сортировочный: «Непосредственно это облегчило работу, в любой сфере – грубо, будь это текущий ремонт, техническое обслуживание локомотива. Мы уже видим, на какие узлы, агрегаты, стоит обратить наше внимание. Будь это тяговый электродвигатель, будь это малая мощность дизель-генераторной установки»
Теперь здесь заранее знают, с какими неисправностями столкнутся, и какие комплектующие нужно подготовить. Затраты на аварийный ремонт сократились втрое!
Точно в срок готовый локомотив, заправленный и исправный, покидает цех, чтобы отправиться дальше, через Сихотэ-Алиньский хребет, к океану, где российские грузы продолжат свой путь на экспорт.