Хабаровский судостроительный завод займётся обновлением всей речной инфраструктуры региона. Накануне глава региона встретился с работниками предприятия и поделился планами на заказы. Между тем, коллектив сохранили, а переговоры о передаче завода в собственность края продолжаются. В цехах побывала Анна Кальчук.
Хабаровские судостроители теперь всё чаще – судоремонтники. Работа, кажется, кипит, но далеко не та, которую здесь хотят. На зимнее обслуживание в этом году на завод зашли 29 судов, но уже давно ни одного нового на стапелях.
Владимир Повзык, заместитель генерального директора по производству АО «Хабаровский судостроительный завод»: «Крайнее судно, которое сошло – это землесос «Амурский 203». Мы спускали его полтора года назад. Очень обидно, что пока так. Хотелось бы новые суда спускать, не только поднимать на ремонты».
Алексей Шабанов – главный инженер, а пришёл технологом после окончания политеха в 1992 году. Говорит: тогда в этих цехах вот так просто невозможно было говорить из-за шума.
Алексей Шабанов, главный инженер АО «Хабаровский судостроительный завод»: «В то время это был в основном гособоронзаказ. Это были «Молнии», «Альбатросы», «Мурены»…
— Сколько людей у вас работало?
— Три тысячи было в году 1991-92».
Эти тысячи судостроителей выполняли, в том числе, и зарубежные задания. В 2006 году в Республику Корея ушли три судна. Ну а после, с каждым минусом в портфеле заказов, минус появлялся и в штате. Краболовы строили уже 600 человек, в прошлом году осталось 300. Сегодня – 250.
С 1945 года, а именно этого год считается годом рождения завода, этот гигант строил суда для разных направлений, от краболовов и буксиров до десантных катеров. Сейчас в цехах тишина. Но работа, хоть и не в былую мощь, но идёт. На достройке сейчас судно на воздушной подушке и все здесь упорно отказываются называть его «последним» заказом.
Александр Ланин, судовой слесарь-монтажник: «Конечно, это не последний заказ. Я уверен в этом! Вот, в данный момент рассматриваем, как будет крепиться дизель».
Здесь уже знают последние новости – приказ о сокращении сотрудников отменён. Руководство края ведёт переговоры с Объединенной судостроительной корпорацией о передаче завода в собственность региона, чтобы не допустить его ликвидации как «нежизнеспособного». На что способны, демонстрируют губернатору, проходя мимо недостроенных корпусов современных теплоходов. Их «брат» «70 лет Победы» в эту навигацию показал мощь – в приграничный Фуюань перевёз 11 тысяч туристов и был в 4 раза быстрее китайских коллег.
Дмитрий Демешин, губернатор Хабаровского края: «Мы ситуацию обострили и доложили Президенту России, отменён приказ об увольнении людей. Будем думать вместе с корабелами, как нам сохранить все производственные мощности завода, чем загрузить завод, чтобы он был не убыточный. Как уберечь каждого специалиста, который здесь работает».
В работу над сохранением коллектива, как только стали понятны не лучшие для него перспективы, включились и профсоюзы – вышли на федеральный уровень, причём, не взирая на то, что далеко не все заводчане в их объединении.
Галина Кононенко, председатель Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов, заместитель председателя Хабаровской городской думы: «Мы уже здесь не делаем ставку на то, что член профсоюза или не член. Важно, что это наши хабаровчане. Мы ведём сопровождение всех процессов, даём консультации в части законодательства».
На все вопросы людей руководство региона отвечает лично. Поясняет. Сейчас решается вопрос о долгах предприятия. Край готов взять только текущие. Остальные, а счёт идёт на миллиарды, ОСК просит оставить при себе.
Дмитрий Демешин, губернатор Хабаровского края: «Текущие долги мы заберём – коммуналка, зарплата. Конечно, регион уйдёт в убытки, чтоб никто из вас не потерял работу».
Дмитрий Астафьев, советник губернатора Хабаровского края: «Я вас уверяю, что вы будете получать зарплату в полном объёме. Но самое главное, чтобы мы выполняли те заказы, которые мы получим, чтобы мы были способны их выполнить».
План на заказы есть. С нового года заводу предстоит построить два дебаркадера, а после заняться обновлением всей речной инфраструктуры региона. Плюс гражданские суда, в том числе, те, что придут на смену советским теплоходам. Здесь должны организовать и полноценную ремонтную базу. Причём, часть этих проектов – из уст самих работников. Ну а главный посыл дают, по традиции, самые опытные, те, кто видел разные вехи Хабаровского судостроительного.
« — Плакаться сейчас не время. Надо чётко и ясно понимать – волю в кулак и идем вперёд!».