Хабаровский край вошел в число лидеров по производству беспилотников. Крупнейшая на Дальнем Востоке компания «Аэро-Хит» каждый месяц выпускает по 10 тысяч аппаратов для зоны спецоперации. При этом все модели — изобретение местных конструкторов. Как собирают дроны с искусственным интеллектом, увидела Анна Кальчук.
Настоящая цифровая ферма, почти сотня 3D-принтеров 24/7 отливают детали для жизненно-необходимых сегодня фронту беспилотников. И также интенсивно процесс идет в каждой производственной зоне. Лучшие умы региона изобретают, конструируют и пускают в сборку то, что недавно видели лишь в кино. Аппараты на основе искусственного интеллекта уже вышли в серию.
Иван Семенчуков, заведующий производством: «При отсутствии связи и управления при помощи ИИ, аппарат может продолжать движения в заданном направлении. 10 лет назад в это не верили, говорили это фантазии»
Крупнейший производитель дронов в ДФО. Компания «Аэро-Хит», созданная в середине 2023-го, кажется, ежемесячно бьет свои же рекорды. По 10 тысяч беспилотников только из Хабаровска отправляются за ленту, и еще столько же с 8 площадок в других регионах. Плюс наземные системы управления.
О том, насколько стремительно развивается сегодня производство беспилотников в Хабаровском крае, можно судить по этому месту. Предприятию 2 года, а у него уже есть свой стенд истории. С этих моделей начинали. Первая партия 100 штук, делали которые в небольшом цеху. Сегодня производство только в Хабаровске занимает 7.5 тысяч квадратных метров.
И эти метры эффективно загружены — работа строится по принципу экономической мобилизации, говорит руководитель Виктор Яценко. А он и про экономическую, и про боевую мобилизацию знает многое. Родом из Херсона, в 2014-ом году добровольцем пошел в ополчение, за разгром формирований ВСУ присвоено звание полковника. После фактически создал министерство связи в ДНР и вот сейчас к Победе идет в тылу. Причем делает это инновационными методами. Одной из первых в стране компания наладила маркировку изделий. Отследить можно каждый этап и каждого исполнителя, а главное это гарант обратной связи.
Виктор Яценко, генеральный директор ООО «Аэро-Хит»: «Когда боец берет в руки дроны, ему не нужно искать нас в интернете. Он сканирует кью-ар код на телефоне видит цифровой паспорт изделия. Кнопочку написать в техподдержку и вопрос тут же падает в нашу сервисную систему»
При необходимости специалисты выезжают в зону спецоперации для настройки систем. Но львиную долю настраивают, проверяют, отбраковывают на месте. Мастера испытывают перед отправкой каждый экземпляр.
Тимофей Трегубенко, мастер радиомонтажа: «По звуку мотора можем определить брак. Как он летит. Нет ли заводского брака. Выявить или недостатки, или отправить в работу»
Кстати, несмотря на, с первого взгляда, чисто мужское дело, украшенных столов здесь достаточно. Анна Фархадинова говорит: главное — интерес и внимательность, и тогда из-под женских рук выходят боевые машины.
«- Маникюр не мешает вашей работе?
— Раньше мешало по началу. А потом я привыкла»
Постепенно к темпу работы привыкают и поставщики деталей по всей стране. Работа с российскими производителями, в идеале с местными — принцип компании. Хабаровские дроны практически импортозамещенные. Это то, что заложено полпредом Юрием Трутневым в идеологию ТОР «Патриотическая», а производство резидент. Ну а решение работать в таком ключе продиктовано национальной задачей.
«Мы понимаем, что мы сегодня реальный тыл. Не то, что где-то есть СВО. А здесь на ДВ мы радуемся жизни. Нет. Мы производственный тыл, который должен обеспечить победу. Без нас там ребята не победят»