В Единый день федерального проекта «Профессионалитет» техникумы края открыли свои двери для девятиклассников и их родителей. Обучение на таких площадках по президентскому нацпроекту «Молодежь и дети» максимально нацелено на практику. Попробовать себя, к примеру, в управлении роботом-сварщиком, смогли участники экскурсии в Комсомольском авиастроительном колледже. О самых востребованных в регионе профессиях – Людмила Смирнова.
Исполинская рука сварщика повинуется дистанционным командам. В пару нажатий выполняется эталонный шов.
«- Станок чистит электроды. Дальше он готов сваривать изделия, и качество сварки теряться не будет»
Авиастроительный колледж в Комсомольске-на-Амуре – уникальная площадка по подготовке рабочих кадров для создания и обслуживания крылатых машин.
«- Мы уже проникаем внутрь двигателя через какой-нибудь штуцер. Это все выводится на экран»
Для чего авиационному технику эндоскопическая камера, как у врача? – показывают на примере двигателя от вертолета МИ-8.
«- Интересно?
– Конечно!»
В самолете – только вдуматься — 138 километров проводов. Магии электромонтажного дела – тоже учат здесь.
«- Пожалуйста, вот – давление воздуха упало, двигатель заработал»
Актуальные профессии — в короткий срок. Программы разработаны совместно с предприятиями, для которых здесь готовят кадры.
«Подходишь, становишься удобно, надавливаешь на заклепку – выполнила»
Регина Кривошеева, ученица 9 класса: «Мне было интересно. Когда я работала на заводе летом, мне было интересно, как это происходило. Чему учиться, что надо сдавать, чтобы пойти туда работать»
Бабушка Лилия Дмитриевна на экскурсии — с дочерью и внуком. Сама – фрезеровщик во втором поколении, строила самолеты Сухого – лучшие в мире.
Лилия Кириенко, участница экскурсии: «У нас династия. У меня мама была фрезеровщиком. Я на заводе отработала 40 лет, из них 18 – за простым станком универсальным. Пока я работала, дочь ко мне пришла на участок. Она у меня тоже за станком за программным работала»
Внук Егор себе профессию уже выбрал – будет клепальщиком.
«- Я летом трудоустраивался на завод, работал там»
Мастерские токарного дела – и «космические» станки фрезеровщиков. Всего через год и 10 месяцев все это будет в распоряжении выпускников «Профессионалитета» — на реальном производстве.
Эвелина Герасимова: «Это сокращенные сроки обучения – у нас будет намного больше возможности, времени, чтобы быстро обучиться на свою специальность и скорее пойти работать»
Алексей Владимиров: «Заключил контракт с КнААЗ, чтобы сразу как окончу учиться – и работа была, и стипендию доплачивали»
Авиационный завод имени Юрия Гагарина сегодня – один из крупнейших работодателей региона. Свыше 10 тысяч человек создают передовые единицы оборонного назначения и комплектующие для гражданских лайнеров, нужно – больше. Поэтому для тех, кто обучается по целевым направлениям – особые условия и повышенная стипендия.
Сергей Макаренко, и.о. начальника учебного центра филиала ПАО «ОАК» — «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина»: «Если вы отличник, вы получаете эти 2 тысячи социальной выплаты плюс 15 тысяч в месяц стипендию от предприятия. Социальный пакет у них такой же, как у всех сотрудников – у них точно так же есть бесплатный проезд в отпуск раз в год, полис ДМС»
Фактически, с 2026 года студенты целевых направлений станут полноправными заводчанами. Работают поначалу немного – 20 часов в месяц – зато какая практика!
Ольга Большакова, заместитель генерального директора – директор учебно-производственного центра Губернаторского авиастроительного колледжа: «Федеральный проект «Профессионалитет» дает уникальную возможность получить профессию – ту, которая нужна нашим заказчикам, в короткие сроки. Наши студенты, еще не являясь выпускниками, уже становятся работниками заводов — в частности, мы говорим про КнААЗ. Он готов попробовать такой опыт, и они готовы принять наших студентов уже начиная со второго полугодия первого курса»
Как отмечают в колледже, целевых договоров в этом году – значительно больше, чем в предыдущие. Это те, кто уже через год или два придет строить самолеты будущего.