X

Мемориальный комплекс, посвящённый интербригаде Второй Мировой, торжественно открыли в селе Вятское

Мемориальный комплекс имени 88-й отдельной стрелковой бригады, уникального подразделения: в него входили советские, китайские и северокорейские бойцы. Проект монумента тоже совместный – на хабаровской земле его построили при большой поддержке КНР. Репортаж Анны Леоновой.

Она скромно стоит в сторонке с портретом отца. Михаил Уза после войны – обычный сельский учитель и особо никому кроме самых близких не рассказывал, что был личным телохранителем Ким Ир Сена. А Ким Чен Ира, рождённого в Вятском, держал на руках.

Марина Макарова, дочь бойца 88-й отдельной стрелковой бригады Дальневосточного фронта: «Отцу в 1945 году было всего 20 лет, он был награждён Орденом Славы третьей степени за то, что проник в японский штаб. Отец, после войны их взвод оставили в Корее для поддержания порядка, помогали местной власти, и Ким Ир Сен уже перед демобилизацией предложил отцу остаться работать в департаменте, но отец скромно отказался – он ответил ему, что у него одна Родина – Советский Союз!».

Елена Титяева, краевед и старожил Вятского, по крупицам собирала историю 88-й отдельной интернациональной стрелковой бригады, до недавнего времени совершенно секретной. Много лет историки спорили, входил ли в состав уникального подразделения будущий лидер КНДР, и сейчас уже эта версия не вызывает сомнения.

« — Так всё-таки Ким Чен Ир и Ким Ир Сен здесь были?»
Елена Титяева, краевед: «Конечно! Ким Ир Сен служил в бригаде, был командиром четвёртого батальона, его сын, его все звали по-русски Юра, конечно, он имел право родиться на горе Пэктусан, но первые шаги в своей жизни он всё-таки сделал на вятской земле.

— Это неоспоримый факт?
— Нет, нет, нет».

И пока в Вятском поисковики восстанавливали события тех лет, параллельно в Китае бывший военный товарищ Ли Доли, рождённый в СССР, тоже писал историю 88-й стрелковой. Сняв фото знамени бригады в музее в Москве, уже в Пекине заказал точную копию.

Ли Доли, историк, КНР: «Я сам был в музее Вооружённых сил и искал, искал, пять лет и наконец-то нашел, нашел, сфотографировал, и сделал копию, хотел подарить мемориалу, а оригинал уже, оказывается, есть!».

Татьяна Фонова, секретарь рабочей группы Правительства Хабаровского края по увековечиванию памяти защитников Отечества: «Уникальная ситуация, когда небольшое воинское подразделение отдельная бригада в 1943 году удостоена именного знамени, подписал сам Калинин и, оказывается, три года назад музей Вооружённых сил передал 11 знамён нам и среди них 88 бригады, мы вернули домой оригинал знамени воинского подразделения».

Величественный монумент открывают в присутствии потомков бойцов и под звуки гимнов России и КНР. Два кедра – символ двух восьмёрок, это номер бригады, меч и винтовка – как знак крепкой российско-китайской дружбы, мемориал построен при содействии Поднебесной.

Артём Мельников, вице-губернатор Хабаровского края: «Немногие воинские подразделения могут похвастаться такой судьбой и значимостью, я очень рад, что мы с китайскими друзьями открываем этот мемориал».

Цзян Сяоян, генеральный консул КНР в Хабаровске: «Бригада стала действительно символом российско-китайской дружбы, наше общее видение результатом второй мировой войны и нашей общей борьбы против фашизма и японского милитаризма».

В проекте и создание большого музея в память об интернациональной бригаде.

История Вятского это теперь официально история трёх стран – России, Китая и Северной Кореи. С открытием монумента в регионе связывают и туристический интерес к этому памятному месту. Русские и китайцы всегда были частыми гостями в селе, теперь здесь рассчитывают, что и граждане КНДР, обычно приезжающие инкогнито, отныне приезжать будут уже официально.