Тихоокеанский госуниверситет и региональный филиал фонда «Защитники Отечества» поставили на поток переобучение бойцов с тяжёлыми ранениями на машинах с ручным управлением. Анна Кальчук наблюдала за процессом.
Дмитрий пересаживается в коляску пока еще с пассажирского сидения. Из родного Комсомольска привезла супруга, но, вероятно, не долго ей ещё быть у руля. Он – без пяти минут с правами на ручное управление.
« — Заднюю включаем, тормоза нажимаем. На себя газуешь, от себя тормозишь».
Под чутким руководством экспертов первые километры – пока на симуляторе. Непривычно, но для опытного водителя не сложнее, чем пересесть с правого на левый руль.
Игорь Тюрин, директор федерального учебного центра безопасности дорожного движения ТОГУ: «Водитель он всё равно – руль хоть посередине будет. Сложного ничего нет. Если есть навыки, то переобучиться на ручное управление современные технологии позволяют».
Для Дмитрия Чешуина – это очередной шаг к пусть и не прежней, но точно активной жизни. За «ленту» в начале 2024 года поехал добровольцем и сразу – на сложное угледарское направление. Его группа попала под обстрел, от дронов удалось уйти, от миномётов – нет. Тяжелое ранение позвоночника и вердикт врачей – ноги не активны. После года операций, реабилитации он не просто вышел на улицу – он полон надежд ради семьи.
Дмитрий Чешуин, участник СВО: «Супруга. Эта женщина придает мне сил! Сын маленький. В первый класс в этом году поведу обязательно.
— Повезете уже!
— Повезу!».
И повезёт же, вторит Елена. Ей пришлось оставить работу, чтобы помогать. Поддерживает любой его план – в том числе, и учёбу на новое водительское удостоверение. Говорит, главное рядом.
Елена Швецова, супруга участника СВО: «Вспоминать это тяжело, потому что ты каждое утро просыпаешься. Календарь на стене висел, и я вот отмечаю. Когда с госпиталя позвонил, я понимаю, что «тяжёлый». Но мне так легко стало».
Схожие истории теперь в учебном центре ТОГУ постоянны. Уже 4 бойца переучились и сели за руль.
Юрий Марфин, ректор ТОГУ: «Каждая организация, каждый человек должны подумать, а что я могу сделать для того, чтобы помочь Родине, людям, которые её защищают. Поэтому в рамках своих возможностей университет старается разрабатывать, предлагать какие-то варианты как помогать».
С инициативой вышли на фонд «Защитников Отечества» и приступили к работе.
В том числе, чтобы вот таких кадров было больше. Передача авто на ручном управлении ветеранам СВО. В планах – дарить усовершенствованные модели.
Алёна Чаплыгина, руководитель Хабаровского краевого филиала государственного фонда «Защитники Отечества»: «Если говорить про ребят, которые передвигаются на инвалидных колясках помимо машины с ручным управлением, мы заказываем автоподъёмники для кресла. Это позволит ребятам действительно самостоятельно выходить из дома и пересаживаться в авто».
Обучают в Хабаровске на ручное управление и тех, кто не водил никогда. Для участников спецоперации с менее тяжёлыми ранениями тоже есть варианты, которые позволят трудоустроиться.
Это ещё одна буквально «кабина для возможностей». Здесь за рулем КАМАЗа, единственного в крае динамического автотренажера, переобучаются бойцы, которые хотят повысить квалификацию и получить права категории С.