X

Большой Уссурийский – не только пограничная инфраструктура: стройку на острове посетил Юрий Трутнев

На Большом Уссурийском готовят основание для дороги к будущему погранпереходу. Параллельно осушают территорию, чтобы быстрее перейти к возведению пункта пропуска. Но остров не должен ограничиться лишь пограничной инфраструктурой – об этом заявил полпред Юрий Трутнев на месте масштабной стройки. Репортаж Анны Кальчук.

Процесс отныне круглосуточно идёт по обе стороны пограничной полосы. На российской – под двумя флагами 4 десятка единиц тяжёлой техники слой за слоем убирают землю, делают насыпь – готовят «подушку» под четырёхкилометровую дорогу.

Полный отчёт о том, какая работа проделана, но больше о той, что предстоит выполнить, дают вице-премьеру Юрию Трутневу. Тот случай, когда к совещанию эффективнее готовиться на местности. Впереди — строительство двух пропускных мостов, а это более 700 свай, полное осушение непростой территории и, наконец, возведение пункта пропуска. Завершить его намерены в конце 2027 года.

Здесь как минимум 11 тысяч гектаров, которые можно развивать. Погранпереход – объект основной, но точно не единственный. Остров не должен превратиться в зону исключительно логистическую.

Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО: «Попробуем все-таки решить проблему, которую мы, честно скажу, не один раз подходили к снаряду, но пока больших успехах здесь я бы не отметил. Нам надо создавать технологии, нам надо использовать опыт Китая в этом отношении. Но они пойдут на какие-то встречные шаги только при некоторых условиях, если им это будет выгодно».

О выгоде для двух стран говорят на совещании. 8 мероприятий по развитию инфраструктуры и 10 по реализации инвестпроектов – это пункты «дорожной карты», которая создана, чтобы исполнить поручение Президента Владимира Путина. Большой Уссурийский точно станет особой экономической зоной, не исключено расширение границ ТОР «Хабаровск». Уже началось создание эксклюзивных преференциальных программ для будущих резидентов. Бизнес – пока в статусе «потенциальный». Отбор серьёзный.

Дмитрий Демешин, губернатор Хабаровского края: «Требуем состоявшихся бизнес-проектов, планов, которые подтверждены в том числе и банковским финансированием. И самое главное – то, что сказал уже Юрий Петрович: чтобы индустриальное, промышленное наполнение, в том числе было, и политическое, рекреационное, но законченное, это позволит нам изменить вид острова и его содержание».

Содержание, в первую очередь, будет туристическим. По опыту подобных проектов Дальнего Востока открытая граница – это экономический двигатель для малого и среднего бизнеса в сфере услуг, гостиничный и ресторанный бизнес, к примеру.

Алексей Чекунков, Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики: «Вместе с такими проектами, как канатная дорога в Амурской области, вместе с забайкальским переходом, который пока больше ориентирован на коммерческие грузы, но тоже планирует и проекты туристического приграничного сотрудничества. Мы рассчитываем, что Большой Уссурийский будет одним из крупнейших пунктов для именно обмена российских и китайских туристов».

По прогнозу, в месте, где сейчас под флагами работает тяжёлая техника, в год будут проходить с обеих сторон почти полтора миллиона туристов. Отсчёт должен начаться с 2028 года.