X

Исторические барельефы с фасада Краевого музтеатра постараются сохранить с помощью 3D-технологий

К съёмке и снятию копий с барельефов на здании сгоревшего музыкального театра приступили студенты и аспиранты ТОГУ. Создание 3D-моделей пройдёт в несколько этапов. Подрядчики при сносе по возможности постараются сохранить исторические маски, но особой надежды на это нет. Поэтому к созданию слепков и подключили будущих архитекторов. За работой наблюдала Анна Леонова.

Несмотря на штормовой ветер и сильный снег, будущий инженер-архитектор Даниил Гуськов наводит камеру на театральные маски. Под прицел попадают все три фрагмента барельефов – с фасада и двух сторон здания. Параллельно его однокурсники делают снимки на телефон, всё это досье пригодится в работе.

Даниил Гуськов, студент 2-го курса ТОГУ: «Конечно, позволяет сейчас и разрешение телефона производить фотосъёмку, чтобы восстановить данную модель, но лучше это выполнять при помощи качественной техники, чтобы детализация была выше, чтобы качественно восстановить мелкие детали».

Запланированное сканирование приходится отложить – по технике безопасности строители, занимающиеся сносом здания, из-за порывистого ветра не допускают к работам на высоте. Но пока для оцифровки и будущих чертежей достаточно и такого метода съёмки.

Леонид Валейко, студент 3-го курса ТОГУ: «Она не то, что до миллиметра восстанавливает, она позволяет запомнить мелкие детали, которые в принципе человеческий мозг не может запомнить. Мы не замечаем, к сожалению, допустим, какая форма выемки у виолончели, которая там находится, допустим, форму глаз, а такой метод позволяет эти детали сохранить, помочь нам восстановить данные модели».

Сохранить барельефы – просьба и театральной труппы и зрителей. Ведь в огне практически на сто процентов маски выстояли – немного почернели, некоторые покорежены из-за перепада температур. Но подрядчики не оптимистичны в прогнозах – при сносе здания, скорее всего, единую конструкцию спасти не удастся, при работе гидромолота они упадут, расколются на мелкие куски. Поэтому надежда на будущих архитекторов – создадут из гипса точные копии.

Иван Паньшин, директор инжинирингового комплекса технологического прототипирования, руководитель лаборатории промышленного дизайна ТОГУ: «Нам придётся провести довольно кропотливую работу для того, чтобы сохранить первоначальный облик. Надо будет сначала сделать технический рисунок, потом первые наброски, модель, текстуру, трудоёмкий и достаточно небыстрый процесс».

Главный архитектор края Сергей Фёдоров показывает чертежи исторического здания театра, тот самый проект, который утверждала Фурцева. Их сейчас запросили в архиве проектного института Москвы, чтобы при возведении новой сцены максимально точно выстроить Музыкальный, но с учётом современных требований.

Сергей Фёдоров, заместитель министра строительства-главный архитектор Хабаровского края: «Было разработано пять таких проектов, но каждый отличался какой-то деталью, наш хабаровский именно этими масками отличался, именно по этой причине и хотим их сохранить. Идея такая – сам внешний облик театра сохранить, сохранить максимально прежним, вероятно добавив объём, потому что есть требования по ещё одному залу, вероятно, он будет с той стороны. Главное, фасад сохранить. Удастся ли нам? Думаю, что да! Не прям точная копия, но очень близко к тому, что сейчас есть».

Съёмка у студентов продлится не меньше месяца, потом уже в лаборатории начнутся основные работы, оборудование вуза позволяет – сделать все 20 копий масок, ничем не отличающихся от оригинала.

Примерно в этом месте будет оборудована площадка под барельефы. Студенты ТОГУ разработают проект постамента, на котором разместят либо спасённые при сносе маски, либо уже их копии. Чтобы пока будут возводить новый театр, горожане могли помнить историю и верить, что Музыкальный обязательно восстановят.