К операциям бойцов после тяжёлых ранений приступили ещё несколько месяцев назад, а параллельно проводили ремонт и адаптацию под таких пациентов отдельного блока. Как выстроена работа по возвращению военнослужащих в строй, выясняла Анна Леонова.
Их «фея», как они её называют, зачастую строже генерала! Именно от неё – инструктора по лечебной физкультуре Екатерины Розиной – зависит: как скоро бойцы будут готовы к уже мирной жизни.
« — Легко, как на катамаране, на отдыхе, без нагрузки, контролируем нагрузку, потому что нагрузка должна быть адекватной».
В кабинете лечебной реабилитации все с тяжёлыми ранениями, но крутят педали, отжимаются, подтягиваются так будто и нет боли, только желание жить.
Владимир Козлов, участник специальной военной операции:
« — Я так понимаю, вы вернуться хотите на фронт?
— Как получится, надо же не только хотеть, но и уметь, как рука покажет, правая же, рабочая».
При штурме Шахтёрска Руслан Сулаков попал в окружение, наступил на мину, потом полевой госпиталь – там ногу не спасли, но теперь её спасают врачи Первой краевой, и боец верит, что совсем скоро он почувствует землю уже двумя ногами.
Руслан Сулаков, участник специальной военной операции: «Конечно буду ходить, должен, обязан! Готовят к протезированию, видите, занимаемся, все процедуры, которые положены нам, делаются».
Этот этаж – полностью обновлённый и адаптированный под особых пациентов. Клиника имени Сергеева – как гражданское учреждение – по договорённости замминистра обороны страны, руководителя фонда «Защитники Отечества» Анны Цивилёвой и губернатора Дмитрия Демешина взяла на себя обязательства оказывать помощь военнослужащим
Андрей Субботин, главный врач КГБУЗ «Краевая клиническая больница имени профессора С.И. Сергеева»: «Ребята поступают с различной патологией, мы, естественно, подходим к ним индивидуально. Эти пациенты крутятся в обстановке высокотехнологичной – вроде он поступил с травмой конечности, а его смотрят и лор, и челюстно-лицевой, и невролог, и ангиографию мы делаем – многопрофильность».
Травматологи и хирурги Первой краевой признаются: о таких ранениях читали только в учебниках, теперь на практике нарабатывают опыт. Уже успешно.
« — Бегать буду, скорее всего, в любом случае, да сто процентов!».
Минно-взрывные сейчас – самые сложные и распространенные ранения. Вот так, по крупицам, соединяя сосуды, клетки и кости с подключением пластической хирургии, травматологи восстанавливают руку.
Владимир Пономарёв, врач-травматолог-ортопед КГБУЗ «Краевая клиническая больница имени профессора С.И. Сергеева»: «Вот по снимкам видно, что обширный костный дефект, массивное повреждение мягких тканей, проводится лечение мягких тканей. фиксация специализированными металлоконструкциями, что в дальнейшем позволит позволит реабилитироваться скорее».
И уже после такой высокотехнологичной помощи военным в гражданских клиниках большинство бойцов в буквальном смысле вновь встав на ноги отправляются за «ленту».