Железнодорожные составы с сырьём из центральных регионов страны для предприятий-участников промышленно-строительного кластера – теперь отправляют в первую очередь: край наладил тесную работу с РЖД, а ассоциация зарегистрировалась в качестве единого грузополучателя. Анна Кальчук встретилась с участниками кластера и представителями регионального Минстроя.
Аня, добрый вечер. Можно ли это шаг расценивать, как очередной виток разворота на Восток и какую выгоду получит край от такой логистики?
Алексей, приветствую. Конечно. Такое решение логистических проблем – это очередной пример «разворота на Восток». Как и в целом создание промышленно-строительного кластера. А я напомню, организован он в июне 2022 года по поручению Президента. Владимир Путин подчеркнул: нужно кратно увеличить производство стройматериалов на Дальнем Востоке. Хабаровский край располагает необходимой ресурсной, производственной и кадровой базой, а потому ему и карты в руки.
Итак. Кластер был создан для организации кооперации в области промышленности и строительства, ну а чтобы здесь произвести стройматериалы, зачастую необходимо сырьё, которое есть только на западе страны.
Вот, к примеру, цеха компании мастер-плит. 20 лет отсюда на рынок всего Дальнего Востока выходит утеплитель, металлические конструкции. Это основа как для жилищного строительства, так и для производственных площадок и даже для космодрома. Компания одна из первых вошла в кластер. И в этом году уже испытали преимущества такой кооперации – в момент, когда начались проблемы.
Андрей Кротов, коммерческий директор компании-участника промышленно-строительного кластера Хабаровского края: «В марте и апреле 2024 года проблема стала критической, не ехали поезда совсем. Мы вынужденно переходили на доставку автотранспортом, чтобы предприятие могло работать».
Доставка автотранспортом – это плюс 30 процентов к конечной стоимости продукции. А потому ассоциация промышленно-строительного кластера совместно с правительством края вышли на РЖД с предложением.
Дмитрий Палажченко, исполнительный директор Ассоциации промышленно-строительного кластера Хабаровского края: «Предложение со стороны ассоциации выступить как консолидированным грузополучателем. Не все участники кластера крупные участники жд-перевозок и они отгружают для своих интересов 1, 2, 3 вагона в месяц. Для железных дорог сложно собирать их по разным станциям».
Это значит, что резиденты кластера формируют составы не по отдельности, а совместно. Идёт не пара вагонов, а, к примеру, сотня. И идут они вне очереди. В пилотном режиме таким образом уже доставили более 500 тонн.
В Минстрое края, изучая очередной список мер федеральной поддержки для производителей ДФО, говорят о первых результатах работы.
За два года в кластер уже вошли 27 предприятий. На них трудятся больше тысячи человек. В 2024 году продукции отгрузили более чем на 9 миллиардов рублей. Объём кооперации – больше миллиарда.
И это всё в ближайшее время начнет работать на реализацию мастер-планов.
Темирлан Магомаев, и.о. первого заместителя министра строительства Хабаровского края: «Мастер-план – это создание новых объектов. Строительство социальной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры – для этого всего нужна производственная база. В рамках этого и был создан промышленно-строительный кластер, который насыщается сейчас новыми мерами поддержки».
Вот так, новыми механизмами, поддержкой, а теперь и с помощью упрощения логистики и идёт разворот на Восток.