Уникальные кадры засняли видеоловушки: целый «многосерийный» фильм о том, как в течение нескольких недель медведи разных возрастов – семьями и в одиночестве – делили тушу убитого изюбря. С помощью этих кадров специалисты внепланово подсчитали численность косолапых, а главное – теперь определились с местами установки новых камер. Кто опоздал на «медвежий пир», узнала Анна Леонова.
Серия номер 1. Место действия – урочище Бихан, недалеко от реки Малина. Мечта любого режиссёра: медведица с потомством грациозно появляется в кадре. Все дружно приступают к обеду. Не свежему – тушу изюбря, судя по кадрам, косолапые долго мариновали в земле.
« — Тут конкретный запах стоял, не каждому под силу».
И вот уже день следующий. Видеоловушки фиксируют всё, говоря киношным языком, покадрово. Вот медвежий дуэт делит шкуру убитого зверя, тут на банкете появляется третий, который не очень-то жаждет, чтобы за обедом следила камера.
« — Буквально за два дня трапезы вот этот участок выпахали, оно было похоже на вспаханное поле».
День за днём обед всё скуднеет, «сериал» снимается, к столу подходят то семьями, то в одиночку. Один косолапый почти сутки трапезничал, сородичи не решались присоединиться – размеров был медведь внушительных.
« — Очень крупный буряк, постоянно тут дежурил, шкуру постоянно откапывали, закапывали, приходил один, откапывал, другой опять закапывал, несчастные кости мусолили».
Инспекторы, патрулируя местность, медвежий пир заприметили, сразу же ввели на территории нацпарка особый режим посещения.
Виталий Бабин, начальник отдела экопросвещения и туризма Анюйского национального парка им. В.К. Арсеньева: «Во время пира инспекторы предупреждены были, они патрулировали на подъезде к КПП «Бихан» территорию, также туристы были предупреждены, где можно находиться, где нельзя».
И тут на кадрах появляется припозднившаяся гостья. На медвежий пир не успела хозяйка тайги – тигрица позирует на камеру, принюхивается к столу, в расстроенных чувствах ей голодной только и остаётся, что просто унести шкуру.
Алексей Готванский, инженер по мониторингу Анюйского национального парка им. В.К. Арсеньева: «Дело в том, что в отсутствие кабана рацион поменялся у тигров, они вынуждены где-то перебиваться не совсем свежим, а шкуру она утащила инстинктивно, медведи её обглодали вплоть до мездры, кости обсосали, даже сухожилий не осталось. Медведи бы ещё месяц шкуру мусолили, а тигрица лишила их этого удовольствия».
Учёные благодаря таким кадрам, а их накопилось более 200, хорошо подсчитали богатую популяцию бурых медведей – только за неделю на пиршество приходило не менее десяти особей, разного пола, возраста и расцветки – от иссиня-чёрного до песочного.
Такие уникальные съемки, конечно, привели к тому, что камер фото и видеофиксации теперь будет больше. Сейчас весь архив ещё раз отсмотрят и уже к зиме установят ловушки там, где чаще всего появляются обитатели дальневосточной тайги.