X

«Здесь слабых людей нет»: как строят железную дорогу в вечной мерзлоте Хабаровского края

Строители Тихоокеанской железной дороги в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края приближаются к отметке в 400 километров – это больше половины всей протяжённости новой транспортной артерии от Эльгинского месторождения в Якутии до мыса Манорский Охотского моря. Как строят железнодорожную ветку в непростых климатических условиях, на месте увидела Елизавета Юрова.

Пролёты моста через реку Малый Джелон горят ярким пятном среди сопок и вековых сосен! Готовность близится к 90 процентам. И так темпы строительства не сбавляют по всей Тихоокеанской железной дороге. Первый частный проект подобного масштаба в России. Якутия – Хабаровский край – новую логистическую ветвь страны строят здесь.

Состав с материалами отправляется с «нулевого пикета» – это точка отсчета дороги со стороны мыса Манорский, где возводят порт «Эльга» для отгрузки угля. Месторождение полезных ископаемых «сшивают» с берегом Охотского моря.

Строительство идёт сразу с двух сторон – от Эльгинского месторождения и от будущего морского угольного терминала. Уже проложено 400 километров железной дороги. Участки разные, как и по климату, так и по рельефу.

Вечную мерзлоту сменяет ветренное побережье, непроходимая тайга переходит в болота. Ещё бы, расстояния колоссальные! Протяжённость ветки – 531 километр, со всей инфраструктурой, станциями и разъездами – это рекордные 626 километров.

Валентин Шахворостов, заместитель начальника отдела капитального строительства ОКС ООО «Порт Эльга»: «По пути следования ТЖД построено 4 железнодорожных моста через реку Малый Тыркан, Мулам, Дёсс, Идюм. Инфраструктура включает в себя также 18 железнодорожных разъездов, станций».

Сейчас завершается возведение пятого моста через реку Киран.

Для строительства инфраструктуры снижают перепады высот на железной дороге и здесь никуда без громких взрывов. Скалы срезают, площадки под объекты сквозь горные цепи в прямом смысле пробивают.

Прямо сейчас раздался очередной взрыв. Это необходимо для того, чтобы технике было легче вгрызаться в твердую породу и прокладывать железную ветвь.

В ход идёт 50 тысяч тонн материалов – рельсы, крепежи… Для понимания – это вес двух атомных ледоколов! Всё это соединяет почти четыре тысячи человек, и Владислав Шабуров из Алтайского края – один из них. Его отец – первостроитель БАМа… и вот так сын натруженными руками продолжает его дело.

Владислав Шабуров, бригадир: «Стараемся, здесь слабых людей нет, здесь работают, как правило, серьёзные люди. Первое время я приехал, восхищался здесь всем, было новым всё, море, природа, интересно, ну а сейчас привык, как обычное дело уже».

Но в масштабах страны дело историческое. Потенциал угольного месторождения огромный, но дорога, например, до порта Ванино – это около 2 тысяч километров. Необходим экономически выгодный канал экспорта на Азиатский рынок. ТЖД – это почти по прямой. В перспективе провозная способность дороги составит 50 миллионов тонн в год.

Денис Бочаров, заместитель главного инженера ООО «Порт Эльга»: «Можно сравнить этот проект с такими проектами как БАМ, даже Транссибирская магистраль. Участие в данном проекте – это, можно сказать, прикоснуться и войти в историю, потому что проект уникальный».

Первый тестовый железнодорожный состав планируется отправить уже в сентябре. Полная же сдача намечена на 2026 год.