50 лет истории и развития Байкало-Амурской магистрали – ключевой транспортной артерии Восточной Сибири и Дальнего Востока, представили в Комсомольске-на-Амуре. Проект объединил экспозиции госархива Хабаровского края, музея негласной столицы БАМа – Тынды и краеведческого музея города Юности. На открытие выставки пригласили людей, которые строили железную дорогу и тех, кто работает сегодня и видит, как кардинально меняется магистраль.
Восточный участок БАМа загружен как никогда и работает на пределе пропускных возможностей. К Тихому океану в порт Ванино круглосуточно идут тяжелогруженые составы с углем.
Спустя полвека Байкало-Амурская магистраль переживает уже третье рождение. Мощный задел для этого сделали строители в 70-ых годах прошлого века. Почетный железнодорожник и краевед Владимир Зуев много лет ведет летопись БАМа. Был пассажиром в первом поезде в октябре 84-ого, когда уложили «золотое звено» и открыли сквозное движение.
Владимир Зуев, почётный железнодорожник, краевед
Я сам был в этом поезде и видел – это была радость, представляете, столько лет мы мечтали об этом, что соединяться все рельсы, стыковки, БАМ заработает.
Это была всесоюзная стройка. На БАМ приехали тысячи комсомольцев из разных уголков страны, железнодорожные войска работали на Восточном участке магистрали. Владимир Арискин был призван из Мордовии – строил подъездные пути к Комсомольску.
Владимир Арискин, военный строитель БАМа
Я горд и счастлив, чисто мы все-таки свою задачу выполнили, своевременно сдали эти объекты, и первые тепловозы пошли с этой станции в сторону Тынды в сторону Комсомольска, в сторону Ванино и Советской Гавани.
За десять лет возвели тысячи мостов, построили 200 станций, уложили более 2 тысяч главных железнодорожных путей.
Инна Монина
За время строительства БАМа с 1974 года звания «Герой социалистического труда» удостоились 34 человека. А медаль за «Строительство Байкало-Амурской магистрали» получили около 90 тысяч человек.
Машинист Виталий Парамонов медаль ордена «За заслуги перед отечеством» 2 степени получил в двухтысячных. Он провел все экспериментальные поезда по новому Кузнецовскому тоннелю. Говорит: БАМ за последние годы сильно изменился.
Виталий Парамонов, машинист тепловоза Комсомольского эксплуатационного локомотивного депо
Раньше БАМ был, конечно, однопутка, движение поездов было очень медленное, локомотивы были маломощные. Ну а сейчас, конечно, вот строители делают вторые пути от новых станций, локомотивы к нам пришли мощные.
Сейчас составы потоком идут к Тихому океану. К 2027-ому объем грузоперевозок должен достигнуть 180 миллионов тонн в год. И это не предел.
Валерий Чупахин, руководитель Комсомольского филиала дорожного профсоюза железнодорожников
До 2030 года наши объемы должны выйти на 210 млн тонн, и до 2032 года эти объемы возрастут на 270 млн тонн.
Эстафету строителей 70-ых подхватили студенческие отряды, воины-железнодорожники. В планах – новые тоннели, мосты, вторые пути и электрификация ключевых звеньев Восточного полигона БАМа.