X

Суперджет-100 получил сертификат от Росавиации на установку российских систем и агрегатов

Ведомство утвердило изменения в планере российского Суперджета-100. Специалисты «Яковлева» получили одобрение на обновлённый каркас, который был модифицирован и позволит начать серийное производство импортозамещённых самолетов, а уже в 2024 году передать первые ближнемагистральные лайнеры в эксплуатацию. Из цехов предприятия – репортаж Людмилы Смирновой.

Производственный центр «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре – родина Суперджетов. С 2008 года эту колыбель покинули более двухсот пассажирских лайнеров.

Сейчас здесь работают над новыми машинами, в которых не останется иностранных компонентов – вот они. Как знак качества и итог напряжённого года – «добро» получено: Росавиация утвердила обновлённый каркас планера, который создавался под установку российских систем и агрегатов – в том числе – нового, отечественного двигателя ПД-8.

Несколько месяцев сертификационные центры в Жуковском и Новосибирске проводили статические и прочностные испытания – 22 тысячи лабораторных «полетов».

Одобрены и новые технологические процессы по производству модифицированной конструкции самолета. Серийный выпуск с 2024 – не менее 20 самолётов в год.

Ну а этот год – важная веха для программы Суперджет 100. 15 лет прошло с тех пор, как он впервые поднялся в небо. А в 2023 году первый полёт совершил практически полностью импортозамещённый Суперджет Нью. На глазах тысяч заводчан, 54 минуты в небе, оценка «Отлично».

Именно эта машина в 2023 открыла новую веху гражданской авиации. Всего же за 2023 году лайнеры этого типа достигли рекордного налёта: отдельные машины проводили в небе до 14 часов в сутки! На самолётах Суперджет открыто 190 новых маршрутов!

Спрос на российские лайнеры растёт, и параллельно в Объединённой авиастроительной корпорации развивают систему послепродажного обслуживания.

«Шиномонтаж» и полная «диспансеризация». Этот авиационно-технический комплекс в Жуковском выполняет полный спектр обслуживания самолетов Суперджет.

Денис Белов, начальник авиационно-технического комплекса ОАК – Яковлев: «Поиск – устранение неисправности, то есть, всё, что связано с поддержанием лётной годности, с приведением его в состояние лётной годности, возможно сделать силами специалистов, которые работают здесь. И это люди, которые любят свою профессию, которые имеют профильное образование, и они не просто работают, они живут этой профессией!».

Иными словами – терапия, эндоскопия и даже нейрохирургия для самолётов.

К примеру, вот эта российская разработка проверяет радиоэлектронные компоненты самолёта на отказ – причем, не важно – отечественного они производства или импортного. Раньше неисправные модули отправляли поставщику, теперь – активно осваивают виды ремонта, которые иностранные партнёры отказались выполнять.

Александр Колбасов, руководитель проекта по авиационному и радиоэлектронному оборудованию и техническому обслуживанию компонентов ОАК – Яковлев: «С помощью этого комплекса мы можем определить неисправность компонента, и в дальнейшем, по итогам диагностики, выполнить его ремонт и техническое обслуживание. В некоторых случаях – до элемента на плате – расскажет, какой элемент нужно на плате поменять».

На маршрутах российских авиакомпаний работают 168 Суперджетов. Станции по техническому обслуживанию самолётов Яковлева открываются и в регионах – это удобно эксплуатантам. Есть система складов, чтобы доставлять комплектующие в считанные часы и возвращать самолёты на линию максимально оперативно.

Ну а мы – снова в Комсомольске-на-Амуре, где сейчас готовят к первым летным испытаниям аналог действующих Суперджет 100, с иностранными комплектующими, но российским двигателем ПД-8. Одновременно модернизируют не только лайнер, но и производство.

Андрей Богинский, генеральный директор ПАО «Яковлев» – заместитель генерального директора ПАО «ОАК» по гражданской авиации: «Здесь перемен потребовала в первую очередь изменение геометрических размеров самолёта за счёт установки аэродинамических законцовок, поэтому габариты увеличились, это потребовало изменения производственных мощностей. Чтобы сделать прямоточный конвейер, построены корпус летно-испытательной станции, где мы сейчас находимся, будет предусмотрен второй аналогичный корпус».

Параллельно развивается программа по замене в действующем парке воздушных судов импортных комплектующих российскими, уже сейчас – это более 200 компонентов. Ну а полёт с отечественным двигателем – уже буквально за рубежом нового года: приступить к испытаниям в небе планируют в первом квартале 2024 года.