Идея «тряхнуть стариной» принадлежит энтузиастам из Комсомольска-на-Амуре – в своих гаражах они восстанавливают служебные машины советских лет. В этот раз на милицейских авто они намерены доехать до Биробиджана. За ходом подготовки наблюдала Людмила Смирнова.
В этой мастерской время и так идёт вспять: казалось бы, отслужившие своё машины молодеют. А теперь здесь ещё идёт и обратный отсчёт до начала дальнего автопробега: путь из Хабаровского края в Еврейскую автономию «ветераны» советского автопрома преодолеют своим ходом!
Александр Цыганов, инициатор проекта «Автомобили и мотоциклы на службе в СССР»: «Должны проехать в одну сторону 580 км, по городу, и в обратную сторону столько же. Туда-обратно – более 1000 км».
Оригинальные запчасти собирали по всему Дальнему Востоку. Вот эти красные маячки устанавливали на экспортные модели в странах соцблока.
« — Особенно на Дальнем Востоке тяжело найти. Но вот нашли во Владивостоке. В 1969 году уже был заменён синий цвет на жёлтый и, соответственно, уже Жигули 01 1971 года имела такой окрас, такую атрибутику».
…За что и получила в народе наименование «Канарейка». С ней в пробег отправятся отреставрированные мотоциклы 1980-х годов, все с личной историей. Этот – принадлежал ветерану МВД.
« — У родственников он сохранился, и они передали его нам в дар, чтоб мы его «подживили», показывали людям».
Воссоздать дух эпохи помогает с десяток комплектов формы: даже к пуговицам нет претензий – всё оригинальное. Но самый дорогой – китель деда.
Александр Цыганов, инициатор проекта «Автомобили и мотоциклы на службе в СССР»: «Награждён был двумя орденами, медали. На их катерке, называли его «Аист», была возможность мне ещё мальчишкой прокатиться вместе с дедом и вместе с командиром заставы посмотреть, как задерживают нарушителей государственной границы».
Уже много лет энтузиасты из Комсомольска-на-Амуре восстанавливают служебные автомобили советских лет. Безвозмездно создали больше десятка авто-памятников. Чтобы экспонаты ездили и выглядели как в пору своей юности, с каждым – почти врачебная работа.
Егор Поцелуев участник проекта «Автомобили и мотоциклы на службе в СССР»: «Блок предохранителей нужно перепаять, дорожки, чтобы работали дворники, печка, зарядка. Поменяли генератор здесь».
Егор лечит, казалось бы, безнадежных «пациентов», на «ты» с техникой с детства, работает в авиастроении.
Но главное, что все экспонаты этого музея – живые. Почти полвека назад они участвовали в погонях и спасали жизни.
Ну а сегодня ветераны снова в строю и полностью исправны. Можно не только посидеть в салоне, но и прокатиться!
За рулем такой «машины времени» Егор уже привык ловить на себе взгляды.
« — Смотрят, удивляются. Не каждый день машину встретишь таких годов в оклейке «Милиция», «ГАИ». Конечно, это удивляет».
Мечта – отреставрировать 412-й «Москвич», как был у деда и отца.
Точно такой же, но в роли памятника, установлен как раз в Биробиджане – подарок от комсомольчан, которые в столицу Еврейской автономии приедут аккурат ко Дню ГИБДД, прямо на колёсных экспонатах.
Павел Малышев, председатель ветеранской общественной организации УМВД России по ЕАО: «Каждый может посидеть, почувствовать себя инспектором дорожного движения. Во-первых, это даёт связь поколений, чтоб её не потерять. А молодым сотрудникам дает значимость, что они осуществляют правопорядок на дорогах
То, что годы таким автомобилям нипочём – уже проверено: в преддверии Дня Победы автоветераны совершили марш до Хабаровска. Старт нового пробега – в это воскресенье.