В преддверии Дня Победы путь до Хабаровска преодолеет колонна ретромашин, которые состояли на службе оперативных ведомств Советского Союза. В своих гаражах их восстанавливает группа энтузиастов. Людмила Смирнова увидела, как идёт подготовка.
Наполированы до блеска, в ярких служебных «мундирах», они снова исправны – хоть сейчас в путь!
« — Включаем?
– Включаем!
– Вот, электрик наш сделал, из трёх одну».
Вторую жизнь в руках энтузиастов из Комсомольска-на-Амуре получили 4 автомобиля и 2 мотоцикла советских лет. Тут – и пожарный автомобиль, и жёлтая милицейская «канарейка», и транспорт кинологической службы. Машины, которые спешили на помощь, спасали людей, теперь – в женских руках, получают последние штрихи.
« — Да, конечно, хочется лепту свою внести. Для наших детей это уже наверно что-то из эры динозавров – такие машины».
А кажется, было совсем недавно. Их находили в огородах и сараях, «от дедушек», – ремонтировали, даря вторую юность. Запчасти собирали по всему Дальнему Востоку.
Александр Цыганов, инициатор проекта «Автомобили и мотоциклы на службе в СССР»: «Их осталось мало – автомобилей тех времен найти на Дальнем Востоке особенно практически невозможно. Советский автопром работал хорошо, и это был момент достаточно такой: списали, утилизировали, получили другой. А чтобы найти через 40 лет настоящую машину или мотоцикл – это редкость».
Александр Цыганов и его товарищи – авторы более полутора десятков авто-памятников в регионе. Ремонтируют сами, за свой счёт, но – для всех. Даже на постаментах – всё исправно и заводится с ключа, чтобы сохранить дух машины.
А вот автомузей в движении – дело пока новое. В Хабаровске участники пробега проведут встречу-смотр в Дальневосточном юридическом институте МВД, чтобы курсанты прикоснулись к истории, частью которой они станут.
Александр Цыганов, инициатор проекта «Автомобили и мотоциклы на службе в СССР»: «Представляю, как строй курсантов – 500-700 человек – на плацу увидят въезжающую технику, с проблесковыми маячками. Это, конечно, у них вызовет – у гостей, у ветеранов, у кого-то воспоминания, у кого-то добрые чувства какие-то, это хорошо!».
Рассказывать о «подопечных» энтузиасты могут долго: у каждого автомобиля – своя история службы и назначение. К примеру, почему у одной машины проблесковые маячки – синие, а у другой – зелёные.
В СССР была такая практика: головная машина сопровождения колонны шла с проблесковыми красными-синими маячками, а замыкал колонну автомобиль с красными и зелёными. То есть, участники движения знали – если прошёл автомобиль с зелёным и красным, значит, движение уже можно продолжать.
Стартует автопробег в преддверии Дня Победы, 4 мая. Авторы задумки уверены: колёсные «ветераны» путь в 400 километров осилят. За плечами – десятилетия безукоризненной службы.