Впервые за 15 лет на этой охраняемой территории учёные вышли на след кабарги. Таковы результаты ежегодного мониторинга «Заповедного Приамурья». Специалисты проходят сотни километров по заснеженному лесу, чтобы выяснить, кто там живёт. Какие ещё интересные находки удалось обнаружить на этот раз, расскажет Людмила Смирнова.
Зимой картина жизни хабаровской тайги – на снегу. Как на ладони — все тайны заповедного леса.
«Точку отметили. Идем дальше».
Сто километров на лыжах. Места, где маршрут пересекают следы животных, отмечают на спутниковой карте, чтобы вернуться на следующий день.
Вадим Бобровский, научный сотрудник Комсомольского филиала ФГБУ «Заповедное Приамурье»:
«Зачеркиваем все старые следы – вот как сейчас, сегодня. На второй день, через сутки, плюс-минус 4 часа проходим второй раз, и считаем все свежие следы. Наткнулись на следы кабарги, которая в заповеднике не встречалась более 15 лет. Дальнейшие исследования будут проводиться в следующем году – сколько этого стада численность, каковы границы ее обитания».
Но главное – это большая аналитическая работа, которая происходит после. Подсчеты по специальной формуле дают представление о том, сколько и каких животных обитает на территории заповедника, какова их взаимосвязь.
Ольга Куберская, заведующий сектором мониторинга природных комплексов Комсомольского филиала ФГБУ «Заповедное Приамурье»:
«В этом году у нас отмечено большое число соболя, повышена численность белки, лося. К сожалению, второй год подряд мы практически не отмечаем следы кабана».
К такому падению популяции привела африканская чума свиней, бушевавшая на территории края, для кабана — смертельная. Раньше в фотоловушки попадали целые семьи, теперь единичные следы — редкость.
Что, в свою очередь, – объясняет поведение тигра, который им питается. Случаи выхода краснокнижного хищника фиксировали в населённых пунктах шести районов края. А на этой неделе и вовсе — напал на человека.
Вадим Бобровский, научный сотрудник Комсомольского филиала ФГБУ «Заповедное Приамурье»:
«Добыть еду у человека гораздо проще, чем в лесу. Ну и второй вариант, что сейчас активно идет вырубка леса. И получается, что тигр, находясь на своем участке обитания, на своем участке питания, попадает в сферу деятельности человека».
По последним данным, на Дальнем Востоке обитает 750 тигров – на три с половиной сотни больше, чем, к примеру, 12 лет назад.
Ольга Куберская, заведующий сектором мониторинга природных комплексов Комсомольского филиала ФГБУ «Заповедное Приамурье»:
«Проводился учёт тигра на всем его ареале – сплошной учёт тигра. И последние данные показывают, что популяция его выросла в два раза. Т.е. конфликт с человеком этим тоже обусловлен: популяция растет, животному деваться некуда. Он куда идет? Туда, где ему проще всего».
Результаты учета лягут в основу летописи живой природы – её ведут на протяжении многих лет. А со сходом снега начнется другая кропотливая работа — наблюдения за растениями на заповедных территориях. Природа процессов объясняет, чем живет дальневосточная тайга сейчас, и какие изменения могут произойти в будущем.