В хабаровском филиале Санкт-Петербургского университета гражданской авиации заканчивается обучение очередной группы лётчиков, которые вскоре сядут за штурвалы новых для себя типов самолётов и вертолётов. На тренажёрах – пилоты со всей России.
« — Во время интервью чуть не рухнули. Как это можете объяснить?
— Отвлекание. Во время полёта это недопустимо. Тем более, когда подходишь к посадке
— Это очень сложно!
— Поэтому в кабину нельзя заходить пилота?
— Конечно! И отвлекать пилота».
Но мы на тренажёре вертолёта, поэтому – разрешили. Уже не отвлекаем во время посадки на морскую буровую платформу. Одно из самых волнительных заданий для начинающих пилотов.
« — И энергичный разгон. Энергичный разгон!».
В кресле «второго» – некогда первый. Владимир Сапаров – заслуженный пилот России, кавалер Ордена Славы 3 степени. 60 лет в гражданской авиации, более 19 тысяч часов налёта. И инструктор, и начальник учебного центра в одном лице. Каждый день в белой рубашке с галстуком. Такого видно издалека. «Каким должен быть лётчик?», – спрашиваем.
Владимир Сапаров, начальник тренажёрного центра, заслуженный пилот РФ: «Смелым однозначно! Только смелые ребята к нам приходят, ну и внимательные».
Смелые и внимательные со всей России приезжают в Хабаровский филиал имени Езерского Санкт-Петербургского университета гражданской авиации переучиваться на управление определёнными вертолётами и самолётами. Тренажёры реалистичны и позволяют ощутить характер Дальнего Востока.
Куанш Токбулатов, второй пилот вертолёта: «По прибытию в Магадан первым делом замечаешь горы, очень резкие перемены в погоде, буквально солнце светит, всё прекрасно, и через некоторое время – туман, дождь, снег».
« — Внимание, экипаж! Взлетаем! Рубеж 205».
А это уже тренажёр Ан-26. Самолёт не молодой, но надёжный. На таких отрабатывают экстренные ситуации.
« — Пожар левого двигателя у нас. Механик потушил пожар. Сейчас будем заходить на одном двигателе».
И это ещё не самое страшное задание для лётчиков
« — Отказ двух двигателей. Посадка без двигателей.
— Отрабатывают?
— Отлично работают!».
За штурвалом – второй пилот Михаил Ковинев, выпускник лётного Краснокутского училища, уроженец Сочи. Но, конечно, не за пресловутыми солнечными днями потянулся в Хабаровск – здесь работа есть.
Михаил Ковинев, второй пилот самолёта: «Так получилось, что работы в авиации стало меньше, особенно у курсантов с училищ. Пришлось год посидеть дома, слава Богу, получилось так – переехал в Хабаровск».
Вероятно, уже скоро за знаниями в Хабаровск потянется ещё больше молодых специалистов. Ведь на базе филиала университета планируется сделать первый на Дальнем Востоке центр, который обучал бы летчиков и техперсонал с нуля, в том числе, на новые виды самолётов – Суперджет Нью и «Байкал».
Соответствующее соглашение подписано между руководством вуза, правительством края и авиакомпанией. Всё потому, что здесь возрастает потребность на внутренние перевозки. Так, пассажиропоток в 2022 году на Дальнем Востоке вырос более чем на 10 тысяч человек.