В питомниках края началась стратификация семян корейского кедра. Это метод ускоренного выращивания – инженеры с помощью специальных технологий добиваются почти стопроцентной всхожести и восстанавливают леса, пострадавшие от пожаров и вырубки: в дальнейшем молодые сеянцы переезжают в тайгу. Какие объёмы планируют засеять, узнала Елизавета Юрова.
За небольшой изгородью рабочие с лопатами лавируют на дюнах из кедровых орешков! 5 тонн посадочного материала здесь смешивает с песком один к двум и ежедневно разрыхляют ароматную смесь. По-научному – стратификация: уход за будущей тайгой – с зернышка.
« — Субстрат с орехами при сжимании должен держать форму».
Технология, выверенная с годами: за 20 лет работы в питомнике Денис Плескач на глаз определяет влажность. Контроль держат и над температурой: семена вот так хранятся несколько месяцев. Инженеры добиваются размягчения скорлупы, и следят, чтобы они не проросли раньше срока. Ведь впереди ещё одна встряска.
Денис Плескач, директор КГАУ «Хабаровское специализированное лесное хозяйство»: «На специально подготовленную, утрамбованную снежную площадку будем укладывать мешки, присыпать снегом, и присыпать опилками, чтобы предотвратить таяние снега. Нам нужно добиться дружных всходов».
Путь к высоким показателям – не меньше 90 процентов всхода и быстрее, чем в природе почти в 4 раза начинается с холодильников – это «сердце» любого подобного предприятия. Сотни килограммов ценнейших семян кедра, сосны и лиственницы даурской ждут стратификацию как минимум год.
Елена Табакаева, главный инженер КГАУ «Хабаровское специализированное лесное хозяйство»: «Для сохранения посевных качеств семян, семена должны храниться в определённой температуре, в данном случае – минус 10-14».
Не реже одного раза в год с каждой тары берут пробы. Независимая лаборатория проверяет качество семян – заражены ли они патогенами, а также их всхожесть.
Сначала молодые сеянцы «отстоятся» в полях, а затем их вернут в леса, погибшие от огня и вырубки. Мониторинг показал: такие территории есть практически во всех районах Хабаровского края.
Роман Ткаченко, и.о. начальника отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: «Фонд лесовосстановления у нас на всей территории края, за исключением северных труднодоступных, там, где высокогорье, нет дорог и людей. Если там прошли пожары, это не значит гибель лесных насаждений. В основном там лиственница, она очень устойчива к пожарам».
В этом году посевная площадь по нацпроекту «Экология» больше 65 тысяч гектаров. Понадобится 18 миллионов хвойных.