Первые грузы из Китая оформили на переходе Покровка – Жаохэ – на российско-китайской границе установили понтонную переправу через Уссури и пункт пропуска смог возобновить работу в зимнее время. Одним из первых эту самую восточную логистическую цепочку освоил бизнес с запада страны.
Впереди еле различимые из-за тумана огни уже бескарантинного Китая. Водители фур – в ожидании прохождения российско-китайской границы.
Хабаровский край, Бурятия, Москва – бизнес ещё летом распробовал это направление. Андрей Усольцев из подмосковного Одинцово и 9 с половиной тысяч километров – для его компании всё равно логистически выгодный маршрут. Тем более, сняты все ограничения. Во время пандемии водителям большегрузов приходилось нелегко.
Андрей Усольцев, водитель, Московская область: «Полоса, возле неё только расцепляемся, из кабины не выходить, китайцы расцепляют тягач.
— Сейчас полегче будет?
— Сейчас, конечно, полегче».
Александр Чебанов, водитель, Хабаровский край: «В Китае сейчас совсем нет ограничений, хочешь – даже иди в город. Сейчас мы просто заезжаем, грузимся и выезжаем».
Два года пункт пропуска Покровка – Жаохэ не принимал ни грузы, ни пассажиров. Граница была на замке. Летом прошлого года запустили пробные рейсы, перевезли в обе стороны 600 тонн оборудования, стройматериалов, руды и товаров народного потребления. Сейчас получилось возобновить работу в зимнее время.
460 метров от российской до китайской границы – именно столько длина моста. 21 понтон, натягивали с обеих сторон в сложнейших климатических условиях, большое течение на Уссури, ледостав, но январским морозам удалось сковать конструкцию.
Пока фуры идут на Китай пустые, возвращаются с грузом, на экспорт не оформлено ни одной машины.
Николай Найденов, начальник Бикинского таможенного поста: «Номенклатура товара – импорт электрооборудования, комплектующие, игрушки, по паспорту пункта пропуска у нас 25 единиц грузовых транспортных средств».
Но Покровка – Жаохэ может оформлять 250 тысяч тонн грузов в год. Поэтому регион вышел с предложением к провинции Хэйлунцзян о расширении перечня товаров, которые возможно перевозить через границу.
Валентина Филоненко, заместитель министра экономического развития Хабаровского края: «Рассчитываем, что когда будет проделана работа по дооснащению пункта пропуска с китайской стороны для оформления со стороны РФ новых видов грузов, товарооборот на данном направлении возрастёт».
Также в ожидании край и открытия пассажирского направления, подобные пункты пропуска, например в Приморье – Пограничный – Суйфэньхэ уже сняли ограничения с пересечения границ китайцами и россиянами с визами.
Кирилл Панфилов, начальник отдела ФГКУ «Росгранстрой»: «Обмена нотами между китайской и российской стороной у нас нет, как только будет документ, тогда можно говорить, что это возобновлено».
До пандемии 12 автобусов с туристами ежедневно выезжали в Жаохэ, но пока увидеть улицы туманного города могут лишь водители российских фур.